Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Французский язык»Содержание №13/2007

Mon amie la langue française

Ольга АКУЛОВА

Французский язык как второй иностранный

Обучение произношению и чтению. Схема поурочного планирования с методическими комментариями. Система упражнений по произношению и чтению

(Suite. Voir n°5, 6, 7, 9, 10, 11/2007)

Урок 18

1. Артикуляционная гимнастика

2. Устная речь
Comment es-tu ? Quel est ton caractère ? Es-tu optimiste ou pessimiste ? Et ton ami(e) ? etc.

3. Чтение. Повторение и контроль.
Повторите правила, где встречаются буквы с диакритическими (надстрочными и подстрочными) знаками.
Ответьте, какие диакритические знаки вы знаете ?
С какими буквами они используются ? Для чего ?

Знак [ ' ] – accent aigu – ставится над буквой e (é), меняя ее чтение [e]:
l’été, la procédure, la quantité.
Над другими гласными буквами accent aigu не ставится.

Знак [ 4 ] – accent grave – cтавится над буквами e, a, u (è, à, ù). Буква e читается [e]: la cratère, le problème, très; над буквами а, u знак служит для различения омонимов, но чтения самих букв не меняет:
ou – или , – где; la –артикль ж.р., là – там.

Знак [ ^ ] – accent circonflexe – может стоять над всеми гласными, кроме у: â, ê, î, ô, û. Букваêчитается [e],ô читается [o], над остальными буквами знак служит для различения омонимов, но чтения самих букв не меняет:
sur – на, sûr – уверенный; un mur – стена, mûr – спелый

Accent circonflexe над гласной перед t и p может иметь «историческое» значение утраченного звука [s] перед глухим t или p. В однокоренных словах или в том же корне в другом языке звук [s] звучит, а буква s пишется. Например: la fête – le festival – l’arrêt (m) – apecт; la tête (голова) – тестирование.

Знак [ .. ] – tréma – может стоять над всеми гласными: ä, ë, ï, ö, ü, ÿ.
Буквa ë читается [e]. Знак trйma показывает, что буква, над которой он стоит, читается отдельно от предыдущей: naïf, Noël, un égoïste, Haïti.

Знак [ ] – cédille – ставится под буквой с (ç) и указывает, что ее следует читать [s], а не [k]:
la façade, la leçon, le garçon.

Упражнение 16. Поставьте диакритические знаки, если считаете нужным. Обоснуйте свое решение:

la ceremonie, la carriere, la facon, le depute, le canoe, l’agent, le flacon, la crème, l’hopital, l’egoisme, le garcon, la description, le lacet, le role, l’heroine, le prince, la dette, feter, le loisir, l’energie, le sorcier, le vetement, l’ere, le volcan, la fee, la bete, la mosaique, le pain, le festival, la glace, la feodalite, le miel, la legende, le pied, la liberation, le piege, demenager, la faience, effectuer, le siege, refermer, la premiere, ressembler, repeter.

Упражнение 17. Прочитайте, соблюдая правила чтения:

L’effet du coca-cola

Je m’appelle Jean-Bastien. J’ai treize ans depuis jeudi. Aujourd’hui c’est dimanche et on fait la boum chez moi ! Maman prépare un tas de tartines, papa met dans le frigo les bouteilles de coca et mes parents vont voir ma grand-mère.Chic alors ! La seule condition – c’est de tout ranger après. Les invités arrivent. Ce sont mes copains et mes copines du collège, très sympas. Ils apportent des cadeaux. On bavarde, on rigole, on danse beaucoup. C’est gai, mais c’est trop chaud, on boit le coca froid. Le temps passe vite. Mes copains partent. Demain, lundi, la semaine de travail recommence.

Le matin je ne peux pas avaler mon petit déjeuner, j’ai mal à la gorge et à la tête. Quelle horreur ! Je ne dis rien à maman. Mais quand j’attache ma ceinture dans la voiture elle me regarde dans le rétroviseur et dit : « Qu’est-ce qui t’arrive ? Tu es tout rouge, tu vas mal ? » Elle touche mon front, il est chaud. « Oh là là ! Mais tu as de la fièvre, – dit maman – alors quoi ? Descends. Tu ne vas pas au collège. J’appelle Monsieur Dumoulin. » Et elle cherche son portable dans le sac.

Monsieur Dumoulin c’est le vieux docteur de la famille, il arrive vite. « Bonjour, madame, bonjour, jeune homme ! » – dit-il. – « Qu’est-ce qui ne va pas ? » Il examine ma gorge. – « Rien de très grave, une petite angine. » Et moi je pense au coca froid. « Prends les médicaments, dors plus, bois des tisanes et surtout – pas d’ordinateur aujourd’hui ! » Oh, non, pas ça ! C’est la pire punition pour moi.

Эффект кока-колы

Меня зовут Жан-Бастьен. Мне 13 лет с четверга. Сегодня воскресенье, и мы устраиваем вечеринку у меня дома ! Мама готовит кучу бутербродов, папа кладёт в холодильник бутылки кока-колы, и мои родители едут навещать бабушку. Вот здорово ! Единственное условие – потом всё убрать. Гости приезжают. Это мои друзья и подружки из коллежа, очень милые. Они приносят подарки. Мы болтаем, смеёмся, много танцуем. Весело, но очень жарко, мы пьём много холодной колы. Время проходит быстро. Мои друзья уезжают. Завтра, в понедельник, начинается новая рабочая неделя.

Утром я не могу проглотить завтрак, у меня болит горло и голова. Какой ужас ! Я ничего не говорю маме. Но когда я пристёгиваюсь в машине, она смотрит на меня в зеркало заднего вида и говорит: «Что с тобой ? Ты весь красный, тебе плохо ?» Она трогает мой лоб: он горячий. «Ого ! Да у тебя температура, – говорит мама, – ну что ? Выходи. Ты не пойдёшь в коллеж. Я вызову месье Дюмулена». И она ищет свой мобильный в сумочке.

Месье Дюмулен – это наш старый семейный доктор, он приезжает быстро. «Здравствуйте, мадам, здравствуйте, юноша, – говорит он. – Что случилось ?» Он осматривает моё горло. «Ничего серьёзного, ангинка». А я думаю о холодной коле. «Принимай лекарства, спи побольше, пей отвары и главное – никакого компьютера сегодня !» О нет, только не это ! Это для меня худшее наказание.

TopList