Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Французский язык»Содержание №19/2009

Mon amie la langue française

Галина РАЗУМИХИНА

Методика организации современного урока французского языка: учение с интересом

Учебный план курса

№ газеты

Тема занятия

17

Лекция 1. Методическое проектирование.

Практическое занятие «101 начало урока».

Самоанализ педагогических ошибок.

18

Лекция 2. Методика работы с песней на уроках иностранного языка.

Практическое занятие: «Французский: с песней по жизни (от 1-го до 11-го)».

Самоанализ педагогических ошибок.

19

Лекция 3. Игра как средство повышения мотивации в изучении иностранных языков.

Практическое занятие: «Игра – дело серьезное».

Самоанализ педагогических ошибок.

Контрольная работа № 1

Лекция 4. Нетрадиционные формы уроков.

Практическое занятие: «Уроки-сюрпризы».

21

Лекция 5. Проблемное обучение на уроках ИЯ.

Практическое занятие: «Проблемные вопросы на уроках».

Самоанализ педагогических ошибок.

23

Лекция 6. Связь урока с внеурочной деятельностью.

Практическое занятие: «Связующие нити».

Самоанализ педагогических ошибок.

Контрольная работа № 2

24

Лекция 7. Модернизация содержания образования по ИЯ, аутентичный текст.

Практическое занятие: «Интересный текст».

Лекция 8. Психологическая грамотность учителя.

Практическое занятие: «Урок французского как психотерапия».

Самоанализ педагогических ошибок.

Итоговая работа.

Лекция 3

Игра как средство повышения мотивации
в изучении иностранных языков.
Практическое занятие: «Игра – дело серьезное»

img1

Игра на уроке давно признана методистами занятием полезным. Она – один из инструментов преподавания, потому что, во-первых, активизирует мыслительную деятельность учащихся, во-вторых, позволяет сделать учебный процесс привлекательнее и интереснее, в-третьих, заставляет волноваться, переживать, и значит, формирует мощный стимул к овладению языком.

Однако учитель не должен забывать, что игра на уроке – это не коллективное развлечение, а способ достижения задач обучения. Игра – всего лишь своеобразная оболочка, форма, содержанием которой должно быть учение, овладение видами речевой деятельности. Поэтому, планируя игру, учитель сначала определяет: какие навыки и умения потребуются учащимся в процессе игры; затем, определив для себя, чего ребенок не умеет, решает, чему тот должен научиться в ходе игры. Соответственно и задачи, какие встают перед учителем, таковы: вооружить детей правилами игры, наблюдать за развитием игры и следить за ее результативностью в ходе дальнейшей педагогической работе.

Законы игры таковы, что игровая обстановка, во-первых, трансформирует саму роль учителя на уроке. Играющий учитель, как играющий тренер, что немаловажно, обязан научиться быть одновременно и организатором игры, и помощником учеников, и соучастником общего действия.

Во-вторых, игра, прерывая привычный диалог «учитель-ученик» или «класс-учитель», стимулирует общение между учащимися.

Но надо помнить, что проведение игр требует создания в группе определенных условий, в первую очередь:

Игру полезно использовать тогда, когда лексический и грамматический материал отработан и его нужно автоматизировать, вывести в речь. Наблюдения показывают, что в игре ребенок мобилизует, актуализирует свои знания и тренирует свои компетенции, используя их в деятельности, от которой получает удовольствие.

Результативность игры обычно напрямую связана с любовью детей в любом возрасте соревноваться. Поэтому наибольший эффект, как можно увидеть, достигается именно в процессе разного рода игр-соревнований, игр-конкурсов, или игр, в которых обязательно присутствует хотя бы элемент соревнования и соперничества. Такие игры, как представляется, являются действенным средством повышения эффективности учебного процесса. Для некоторых учащихся, не испытывающих интереса к предмету, игры-соревнования могут послужить отправной точкой в возникновении этого интереса.

В нашем опыте неизменным успехом пользуется игра-соревнование, которая, не являясь лингвистической игрой, позволяет:

img2

К примеру, в начале сентября в классе появляется корзинка для «урожая пятерок». Ее предназначение – собрать полученные ребятами пятерки в период до Дня учителя, ведь успехи учеников – лучший подарок учителю. Как это выглядит? Получив на уроке отличную оценку, ученик записывает дату ее получения и свою фамилию и кладет листочек в корзинку. Накануне праздника представители соревнующихся групп «сортируют» урожай: устанавливают группу-победительницу, набравшую самое большое количество отличных оценок, и победителя в личном первенстве в каждой группе. По итогам победители получают призы (и личный, и коллективный). Результаты «сбора урожая» вывешиваются на доске. Делаются соответствующие записи в дневниках победителей.

Эта незатейливая игра так нравится детям, что в нашей школе стала традиционной. В первой четверти нужный старт учебному году задает День учителя. Во второй четверти корзинку сменяет сапожок (носок), и «коллекция пятерок» предназначается Пэру Ноэлю. В третьей четверти учебу «стимулирует» праздник 8 Марта. Причем, столь нехитрый прием «работает», по нашим наблюдениям, в любом классе. От учителя требуется лишь время от времени поддерживать внимание к самому процессу «сбора урожая».

Поводов посоревноваться на уроках всегда найдется множество. Можно, например, разделить доску по количеству рядов в классе и объявить блиц-турнир на знание лексики по теме, или умение задать вопрос, или безошибочное спряжение глагола… А дальше ставить плюсы и минусы за ответы. Таким образом, можно с пользой и к всеобщему удовольствию провести 1-2 минуты, оставшиеся до конца урока.

При проведении соревнования учителю важно, и это действительно очень важно, заботиться о доброжелательной обстановке в группе. Ещё, хочу предупредить, нужно быть готовым к тому, что далеко не все дети… умеют проигрывать. И, хочу посоветовать, не стоит настаивать, если кто-то из учеников не хочет участвовать в игре. Ему можно предложить роль соведущего, арбитра, ответственного за протокол игры. Игра – дело добровольное!

Игры для начинающих

Поиграть с учениками при желании можно уже на самом первом уроке французского языка.

Узнай французское слово

Учитель просит детей поднимать руку тогда, когда они услышат французское слово, и произносит серию слов (называя слова попарно или в разбивку).

Театр – théâtre, такси – taxi, актер – acteur, балет – ballet, метро – métro, компот – compote, тротуар – trottoire , гардероб – garderobe, доктор – docteur, шоссе – chaussée.

Qui est-ce ?

Водящий закрывает глаза, группа выбирает одного ученика. Водящий должен догадаться, кого выбрали.

C’est Julie ? – Non.

C’est André ? – Non.

C’est Natacha ? – Oui, c’est Natacha.

Qu’est-ce que c’est ?

Группа загадывает предмет (картинку). Водящий должен отгадать.

Nomme les voisins

Доставая из шкатулки буквы, участники называют её соседей. Если задание выполнено правильно, буква остаётся у участника. Побеждает тот, кто наберёт большее количество букв.

Trouve les paires

Ученик вытаскивает из шкатулки печатную букву и должен написать на доске прописную.

Вариант: вытаскивает заглавную, а написать должен строчную.

Аlphabet

На листке бумаги написан алфавит, в котором пропущены буквы. Ученик должен вставить недостающие буквы.

Аlphabet des prénoms

По команде учителя ученики должны построиться в той последовательности, в какой их имена будут соответствовать алфавитному порядку.

Vocabulaire en images

Ученик (команда) получает два типа карточек. На одних картинки, на других – написаны слова. Выигрывает тот, кто правильно и быстрее всех соберёт соответствующие карточки.

Mon cartable

img3

а) Играющие, разделившись на две команды, по очереди вытаскивают из мешка предметы, называют их и складывают в корзинку или портфель в зависимости от того, относятся они к школьной теме или нет. Выигрывает та команда, которая назовёт большее число предметов.

Je mets … dans le cartable.

б) Эта игра может быть и ролевой. Ситуация: мама «помогает» собирать портфель:

– Prépare ton cartable pour aller a l’école !

– Je prends mon cahier (bleu), ma gomme (grise), mon stylo et mon crayon, mon livre et mon carnet.

– Et ta trousse ?

– Voilà ma trousse.

– Maman, est-ce que je prends aussi ma poupée Barbie ?

– Non, ma chérie, elle reste à la maison. Prends cette pomme !

– Je prends ma balle pour jouer à la récré.

в) Эта же игра, но с участием маленького братика:

– Prends ce cube !

– Non, merci.

– Prends mon auto.

– Non, elle reste à la maison.

Décore l’arbre de Noël !

Играющие по очереди достают игрушки, называют их по-французски и, если не ошиблись, то кладут под ёлку. Мешок можно заменить карточками, разложив их на столе. Побеждает тот, кто положил больше игрушек (карточек) под ёлку.

Je décore l’arbre de Noël avec …

J’accroche sur l’arbre de Noël…

Quel âge a cette personne ?

На рисунке математического человека вместо частей тела нарисованы цифры. Надо найти все цифры, сложить их и определить возраст человека, назвав его по-французски.

Le numéro de téléphone

Из шкатулки вынимают карточку с номером телефона и по-французски называют его.

Le sac à chiffres

Поскольку числительные требуют регулярного повторения, то «мешочек с цифрами» может использоваться в классе и на среднем, и на старшем этапах обучения. При этом можно усложнить игру: цифру нужно не просто назвать, но и «обыграть» в контексте фразы:

« 14 » – Dans notre classe il y a 14 filles et 9 garçons. Le 14 juillet c’est la fête nationale en France.

Les verbes irréguliers

Для игры нужен список выученных глаголов и игровой кубик, или набор цифр. (Цифра соответствует номеру глагола в списке). Вытащив номер, ученик должен не задумываясь проспрягать глагол.

Les couleurs

Ведущий спрашивает: Qu’est-ce qui est jaune ? Участники должны ответить, назвав наибольшее количество предметов: La bananе est jaune. Le soleil est jaune. La jupe est jaune. Le pull est jaune, etc. Водящий должен назвать все цвета, присутствующие в одежде учеников ( в классе).

Игры после освоения первых речевых образцов

Les jouets

Ученик вытаскивает из мешка картинку, либо игрушку и должен ее озвучить.

Je suis l’Ours. Je m’appelle Micha. J’aime les bonbons. Avec André j’apprends le français. J’aime les chansons. Je chante Frère Jacques. Выигрывает тот, кто сказал наибольшее количество фраз.

Présentations

Il s’appelle Dima. Il a une sœur. Il aime dessiner, nager, jouer sur l’ordinateur.

img4

Эта игра от класса к классу будет видоизменяться. Учитель просит написать на листке бумаги каждого ученика ответы по плану:

  1. Un pays que j’aimerais visiter.
  2. Le dernier livre que j’ai lu.
  3. Ma chanson favorite / mon chanteur favori.
  4. Mon lieu de vacances favori.
  5. Ce que j’aime faire.
  6. Mon plat préféré.
  7. Mon film préféré.
  8. Ce que je déteste.
  9. Une personne que j’admire.
  10. Quelque chose que j’aimerais faire.

Полученные ответы перемешиваются, затем ведущий вытаскивает по одному листочку, зачитывает ответы, и участники игры должны отгадать о ком идет речь.

Эту же игру можно использовать при работе над темой «Внешность человека». Тогда каждый участвующий составляет свой физический портрет, а затем по этому описанию окружающие пытаются догадаться о ком идет речь.

Игры Secrets et mystères и Où est mon partenaire ? сродни Présentations.

На листке бумаге пишем 15 элементов: слова, даты, цифры, касающиеся личной жизни игроков.

Juillet, bleu, théâtre, écrivain, cancer, filles, cuisiner, etc.

Каждый должен задать вопрос к одному из элементов:

– Est-ce que votre couleur preférée est le bleu ?

Ответ дается только «да» или «нет», можно продолжить уточнение.

По полученным ответам нужно составить рассказ о человеке. На старшем этапе можно ввести усложняющий элемент (для тренировки в употребления согласования времен): Nous avons appris qu’elle…

Où est mon partenaire ?

Каждый пишет и прикрепляет на себе листок с информацией:

– son signe du zodiaque

– couleur preférée

– chanteur francophone préféré

– sport favori

– la couleur de ses yeux

– sa pointure de chaussure

Найти себе подобного и представиться: « Tous les deux nous avons des yeux verts, tous les deux nous aimons le tennis. »

Trouve le semblable

Участникам раздаются картинки с простыми сюжетами. Задание: каждый участник описывает свою картинку, чтобы найти того, у кого похожая картинка.

Игры для среднего и старшего этапов обучения

Le jeu des dominos

Для игры необходимо приготовить серию фраз в conditionnel, разрезать их и раздать участникам. Их задача найти нужные половинки, восстановив предложение.

Le puzzle de dialogue

Для игры необходимо заготовить диалоги для двух команд. Текст разрезается на реплики. Набор реплик получает каждая команда. Выигрывает та группа, участники которой быстрее смогли «собрать» свой диалог. (Выразительно и без ошибок его прочитать, или разыграть).

Le conte de bouche à l’oreille

Садимся кругом. Выбирается известная сказка (или басня). Каждый произносит одну фразу и передает слово другому, который имеет право на одну фразу. Нельзя возвращаться назад. Так до конца истории.

Вариант: Коллективное чтение наизусть выученного стихотворения.

Вариант: Выбирается пройденная тема. Каждый участник говорит одно предложение по теме. Выигрывает тот, за кем будет последняя фраза. Обязательное условие игры – соблюдение логичности и последовательности.

img5

Raconte-moi une histoire

Три игрока рассказывают каждый свою историю. Один из них лжец. Группа должна его обнаружить.

Le sac à surprises

Участники достают из мешка открытки с достопримечательностями Франции (Парижа, Москвы, других городов), портретами писателей (учёных) или репродукциями картин. Побеждает тот, кто скажет больше фраз по доставшейся ему теме. В качестве дополнительного условия игры можно ввести возможность дополнять сказанное. Тогда побеждает тот, кто говорит последнюю фразу. Эта игра как нельзя лучше подходит для проведения в игровой форме итогового урока по определённой теме.

Ролевые игры

Известно, что они представляют собой условное воспроизведение участниками игры реальной деятельности людей, создают условия реального общения. Ценность таких игр обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Но главное, ролевая игра:

В структуре ролевой игры выделяются такие компоненты: роли, исходная ситуация, ролевые действия.

Роли, которые исполняют учащиеся на уроке, могут быть социальными и межличностными. Одни обусловлены местом индивида в системе объективных социальных отношений (профессиональные, социально-демографические). Другие определяются местом индивида в системе межличностных отношений (лидер, друг, соперник и пр.). Подбор ролей в игре должен осуществляться таким образом, чтобы формировать у школьников активную жизненную позицию, лучшие человеческие качества личности.

Второй компонент ролевой игры – исходная ситуация – выступает как способ ее организации. При создании ситуации необходимо учитывать и обстоятельства реальной действительности, и взаимоотношения собеседников.

Третий компонент – ролевые действия, которые выполняют учащиеся, играя определенную роль. Ролевые действия как разновидность игровых действий органически связаны с ролью – главным компонентом ролевой игры. Они включают вербальные и невербальные действия, использование бутафории.

Основные требования к ролевым играм:

img6

Игра организуется таким образом, чтобы учащиеся могли в активном речевом общении с максимальной эффективностью использовать отрабатываемый языковой материал.

Учитель непременно сам верит в ролевую игру, в ее эффективность. Только при этом условии он сможет добиться хороших результатов. Большую значимость в этой связи приобретает умение учителя установить контакт с группой и создать благоприятную атмосферу на занятии, значение которой трудно переоценить.

Формы проведения ролевых игр:

Чтобы ролевая игра прошла успешно, ей, конечно, должна предшествовать подготовка. Какая? К ролевой игре можно переходить тогда, когда языковой материал по теме хорошо усвоен. Поскольку всякая ролевая игра – это диалог (или полилог), то начинать надо с отработки навыка ведения диалогов. А в диалоге один из основных компонентов – способность задать вопрос. Не может быть живого общения без умения вступить в беседу, расспросить собеседника, отреагировать на сказанное им, закончить разговор и т.д.

На начальном этапе обучения младшие школьники с удовольствием заучивают наизусть вопросы, короткие диалоги. На этом этапе важно научить ребенка использовать полученные знания и умения в новых ситуациях. Как только выучен первый диалог «знакомство», можно затевать игру, меняя собеседника. Сначала им будет учитель, потом в руках учителя появится игрушка или марионетка (и реакция на нее будет иной), а главное, что новый персонаж произнесет «неожиданную» реплику.

Почему начинает опять учитель? Он сможет «сыграть» две роли: и собеседника, и суфлера, который подскажет в режиме управляемого диалога, о чем спросить и, если нужно, как ответить. На этапе тренировки нам кажется важнее, чтобы ребенок (пусть повторяя за учителем) ответил, нежели промолчал. Суфлерами можно назначать сильных учеников. Затем дети сами играют в «Знакомство». Хорошо, чтобы учитель каждый раз задавал чуть измененные условия игры. «Тебе надо познакомиться с мамой твоего одноклассника». «Познакомься с девочкой из параллельного класса и пригласи ее поиграть в мяч». И т.п.

– Bonjour ! / Salut !

– Bonjour !

– Comment t’appelles-tu ?/ Ça va ?

– Je m’appelle .. et toi ?/ Moi, je suis Petit Ours brun.

– Je m’appelle...

– En quelle classe es-tu ?/ Vas-tu à l’école ?

– Je suis en 2 «A» et toi ?

– Tu apprends le français ?/ Tu parles français ?

– Oui.

– Tu aimes ça ?

– J’adore !

Как только знаний достаточно, чтобы осознанно строить вопросительные предложения, можно предлагать игру Questions perdues. Ведущий произносит ответы. Задача участников найти вопросы. При этом особо интересны такие ответы, к которым можно «найти» разные вопросы.

  1. Je suis en cinquième cette année.
  2. Notre professeur principal enseigne le français.
  3. Comme deuxième langue nous apprenons l’anglais.
  4. Parce que je suis peu doué !
  5. J’adore !
  6. Cette année nous travaillons 6 jours par semaine.
  7. Nous avons beaucoup d’élèves forts en français.
  8. Pas du tout.
  9. Oui, bien sûr !
  10. Entre les deux.
  11. Bof !
  12. Parfait !

Эту же игру легко трансформировать в Réplique perdue, когда нужно найти соответствующую (эмоционально окрашенную) реплику.

img7

Для учителя не секрет, что порой ученик молчит не потому, что не знает как сказать, а потому, что не знает что сказать. Для снятия трудностей по содержанию высказывания желательно, чтобы учитель перед проведением ролевой игры предусмотрел такие виды деятельности, которые подготовят ученика к задуманной ролевой игре. Если планируются «дебаты», то нужно набрать материал для аргументов «за» и «против». Если предстоит играть в магазин, то первое, что учитель должен сделать, это поинтересоваться, а совершали ли покупки его ученики!

Маленькое отступление в подтверждение того, насколько уместно интересоваться жизненным опытом участвующих в учебном диалоге. Моя дочь, собираясь на отдых после окончания 4 курса, обнаружила, что ее сокурсница не понимает слов «тамбур», «купе», «плацкарт». Она никогда не ездила на поезде, и обсуждение условий покупки билета было ей недоступно. Она так и сказала друзьям: «Переведите! Вы на каком-то иностранном языке говорите».

Игра с детьми редко обходится без… игрушки, без костюма, без создания декораций. Попытайтесь не игнорировать эти атрибуты. Они могут быть исключительно условными, но они всегда желательны. Играя в «телефонный разговор», достаточно прислонить к уху карандаш или линейку, но это тут же придаст ситуации естественность. В «туристическом бюро» нужны проспекты, а приходя в «гости» на день рожденья, нужны и цветы, и подарки!

В ходе игры приложите все усилия, чтобы… не вмешиваться, остаться сторонним, но очень внимательным наблюдателем. Возьмите себе на заметку: чего больше всего не хватало ученикам – какой лексики? каких умений? какие были типичные ошибки?

Подводя итог игре, предоставьте слово ее участникам: что получилось? что не получилось? почему? чему нужно научиться? понравилось ли? кто оказался игроком № 1? Отметьте сами все, что было хорошо, похвалите тех, кто был менее заметен товарищам, но достоин быть отмеченным.

Совет: анализ языковых ошибок стоит оставить до следующего урока. Пусть итогом ролевой игры будет «А давайте еще!», сказанное вашими учениками.

Самоанализ допущенных педагогических ошибок позволил мне сформулировать некоторые правила, которых стоит придерживаться при проведении игр.

Не спешите подсказывать. Всякий раз, когда возможно, предоставьте это одноклассникам. Можно ввести даже роль «закадрового консультанта» из числа сильных учащихся, или предусмотреть правилами игры возможность запросить «помощь зала».

img8

Обязательно смотрите на ребенка, когда он говорит, всем своим видом показывайте, что внимательно слушаете и что его слова для вас не безразличны.

Будьте хорошим «переговорщиком». Дайте ребенку время и возможность договорить то, что он хочет сказать. А заметив ошибки в его речи, не спешите перебивать.

Если вы заметили, что дети начали отвлекаться от игры, затевают разговоры на другие темы, стали чаще допускать ошибки, значит они устали. Игру пора прекращать.

Подводя итоги, никогда не сравнивайте ребенка с другими детьми, т. к. развитие каждого из них идет своим индивидуальным путем. Зато не премините отметить продвижение ребенка вперед относительно его прежнего уровня.

Не забудьте похвалить ребенка за его даже скромные успехи, но будьте при этом искренни и не перебарщивайте, т. к. перехвалив, вы непременно будете иметь негативные последствия.

Обращайте внимание не только на то, что вы говорите, т. е. на свои слова, но и на то, как вы говорите, т. е. тон голоса, мимику, жесты, позу. Ваше лицо должно быть приветливым, вообще возьмите за правило, общаясь с ребенком, чаще улыбаться. Хотя бы потому, что во Франции так принято.

img9

И ещё несколько советов в качестве заключения.

 

Задания для самостоятельной работы

  1. Опробуйте одну из предложенных вам игр.
  2. Опросите детей: что им понравилось, и что нет на уроке.
  3. Сделайте самоанализ этого урока.

 

Лекция 4

Нетрадиционные формы уроков.
Практическое занятие: «Уроки-сюрпризы»

img1

Начать надо с признания очевидного: нетрадиционные формы урока нельзя использовать часто. Необычность происходящего, особая атмосфера, царящая на «нестандартных» уроках, делает их сродни празднику. А праздник всегда требует дополнительных хлопот, т. е. большой подготовительной работы и учителя, и детей, а порой и родителей. Но каждый из нас знает: жизнь без праздника однообразна и скучна.

Конечно, можно посетовать, мол, сколько времени и сил тратится на подготовку нетрадиционных уроков, если бы не та радость, которую эти уроки привносят в школьную жизнь. Говоря «школьная жизнь», я имею в виду всех ее участников.

Для учащихся «нестандартный» урок – это переход в иное психологическое состояние; это другой стиль общения; это положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве; это возможность каждому проявить себя, развить свои творческие способности и проявить личные качества. На «нестандартных» уроках дети, как правило, оказываются одни в ситуации возможного, другие – реализованного успеха, что способствует пробуждению их активности и в работе на уроке, и в подготовке творческих домашних заданий.

Для учителя необычная форма урока часто таит в себе много неожиданностей. И дети проявляются, раскрываются по-иному, и говорят они порой совсем не так, как на обычном уроке: свободнее, раскованнее, оригинальнее, а отсюда и настроение их после состоявшегося урока окрыленное: «Получилось! Мы смогли! А почему бы в следующий раз…»

Если на уроке присутствовали родители, то и для них увидеть своего ребенка на фоне одноклассников, порадоваться его умениям, талантам дорого стоит.

Коллеги, приглашенные поприсутствовать, скорее всего потом зададут вам много вопросов, а поиск ответов – это взаимообогащающая рефлексия, которой не стоит пренебрегать. А уж если у них возникнет желание «переплюнуть» вас или просто попробовать сделать нечто подобное, то в выигрыше окажутся все!

Когда удобнее всего проводить подобные уроки? В конце изучения темы? В конце четверти? В канун праздника?

Поскольку «нестандартный» урок требует времени на подготовку, то начать думать о нем: как, когда, в каком классе, о чем и даже зачем его проводить, нужно, еще при составлении тематического плана, поскольку многое из того, что потребуется на этом уроке, можно и нужно готовить в течение четверти (полугодия), в ходе прохождения темы.

Чаще всего нетрадиционные формы уроков, с одной стороны, позволяют продемонстрировать, выявить полученные знания, умения, навыки по теме, т.е. обычно это уроки итоговые. С другой стороны, в большинстве случаев это уроки развития навыков неподготовленной речи.

«Нестандартный» урок может быть сюрпризом для учащихся. Возможны варианты: либо это урок, который учитель готовит с какой-то группой учащихся для всего класса, либо это урок, который ученики готовят с помощью учителя, но и учитель припасёт к подготовленному уроку свои сюрпризы. Но в обоих случаях девиз «нестандартного урока – «Где дети, там игра!», а основная задача – играя, возбуждать, поддерживать живой интерес к учению, воспитывать и развивать.

Уроки-сюрпризы

Расскажу о самом простом (с точки зрения его подготовки) уроке-сюрпризе. Он проводился с первоклассниками в конце учебного года. Но его легко адаптировать к любому классу, достаточно найти подходящий повод для его проведения.

Учитель приносит в класс большой пакет, в котором лежат подарки для всех учеников. Но открыть его можно только тогда, когда будет выполнено задание, написанное на пакете. Когда задание выполнено, пакет вскрыт, то в нем оказывается следующий пакет и следующее задание. И так далее. Количество «оболочек» зависит от того, сколько заданий способны выполнить ученики за урок.

Pour ouvrir le paquet il faut :

– nommer 10 mots qui se cachent sur la table du maître

– chanter une chanson où il y a le mot « … »

– nommer toutes les couleurs que vous voyez sur le paquet

– écrire sans fautes les mots...

– conter jusqu’à...

– organiser une leçon de gymnastique

– nommer les jours de la semaine

– poser 10 questions d’après l’image

– lire sans fautes le texte

– réciter une comptine

– conjuguer le verbe...

img2

В качестве подарков в пакете в конце концов были обнаружены киндер-сюрпризы, но удовольствие, полученное в ходе игры, превзошло во много раз удовольствие от подарков. Единственное, о чем не надо забыть при проведении такого урока, так это об артистизме. Учитель становится на 45 минут шоуменом, который и «подогревает» публику, и помогает или «мешает» участникам, создавая драматургию действа.

Перенесемся теперь в 11 класс. День Учителя. Игру, которая была предложена ученикам, я назвала « Alphabet scolaire ».

Усевшись кружком, мы начали вытаскивать по очереди вопросы, на которые нужно было отвечать сразу, долго не раздумывая. Если кто-то не мог (или не хотел) говорить сразу, то имел право объявить «пас», передав слову другому, или взять время для размышления, тогда следующий тянул свой вопрос.

A – angoisse

Qu’est-ce qui t’angoisse le plus à l’école ?

B – beaucoup

L’école c’est beaucoup de... quoi ? Joie ? Peine ? Problèmes ? Travail ? Donne ta variante !

C – cadeau

As-tu reçu beaucoup de cadeaux de ton école ? Quel genre de cadeau ? Qu’est-ce que l’école aurait pu t’offrir, mais ne l’a pas encore fait ?

D – drapeau

Si tu inventais le drapeau de notre école, quel symbole tu y placerais ?

E – enfants

L’école c’est l’univers des enfants. Quel est le rôle des enfants à l’école : sont-ils rois ? esclaves ? citoyens ? donne l’association qui te vient à l’esprit !

F – français

Que vas-tu faire sans leçons de français une fois l’école terminée ?

G – grand

Quand tu étais petits, tous les autres étaient grands. Maintenant c’est toi le (la) grand(e) à l’école. Comment te sens-tu dans ce rôle ?

H – héros

L’école, est-ce un lieu héroïque ? Motive ta réponse !

I – imagination

Tout le long de ton apprentissage du français on tâchait d’éveiller ton imagination. À quoi bon ?

J – journée

Quelle est la couleur dominante de tes journées scolaires ?

K – kangourou

Pourquoi ce mot a-t-il le droit de figurer dans notre alphabet scolaire ? (дети учились по учебнику с таким названием)

L – larmes

Le 25 mai tout comme le 9 mai (fête de la victoire) est une fête avec des larmes aux yeux. Pourquoi ?

M – mère marâtre

L’école est pour toi plutôt mère ou plutôt marâtre ?

N – « nous »

Est-ce que cette notion existe dans notre école ? De quoi se compose-t-elle ?

O – ohh !

Est-ce une exclamation de joie, d’étonnement, d’horeur ? La prononces-tu souvent ? Laquelle ? (de joie ? d’étonnement, d’horeur ?) Dans quelles circonstances ?

P – professeur

Que penses-tu de ce métier ?

Q – qui ?

Qui est ton être le plus cher à l’école ?

R – rire

T’est-il arrivé de rire beaucoup (souvent) à l’école ? Qu’est ce qui provoque le plus souvent le rire à l’école ? Faut-il rire à l’école ?

S – souvenir

Quel est ton souvenir scolaire le plus cher ?

T – toujours

Le mot « toujours » rime bien avec « école ». Qu’est-ce que tu voudrais garder pour toujours dans notre école ?

U – unanime

En quoi sommes-nous tous unanimes à l’école ?

V – vie

Te sens-tu prêt à la vie ? Dans quels domaines l’école t’a donné une bonne préparation et ou cette préparation laisse à désirer ?

W – wagon

Imagine que tu es dans un wagon du train scolaire. Dans 8 arrêts tu es arrivé. Es-tu pressé de descendre à la station « Le 25 mai » ?

X – cette lettre designe quelque chose d’inconnu.

Y a-t-il des domaines d’inconnu à l’école pour toi ?

Y – cette lettre désigne quelque chose d’inconnu.

Peux-tu dire que tu connais tes copains bien ? Nomme tes copains qui restent « Y » pour toi ?

Pourquoi, selon toi, c’est ainsi ?

Z – zéro

À quoi veux-tu mettre « 0 » dans notre établissement ?

Особую прелесть игре придавало участие в ней нескольких коллег, учителей французского языка, которые наравне с 11-классниками отвечали на эти неожиданные для всех вопросы. Урока нам не хватило. Ученики потребовали продолжения, чтобы ответить на оставшиеся вопросы, настолько интересно им было то, что говорили товарищи и взрослые.

Для того, чтобы подобный урок получился, нужен не только определенный уровень языковых компетенций (вопросы всегда можно адаптировать языковому уровню участников). Важно, чтобы элементы и приемы работы, используемые в «нестандартном» уроке, предварительно уже были использованы в ходе «рабочих» уроков.

В описываемой ситуации к выпускному классу уже сложилась и утвердилась система взаимоотношений учителя и учащихся, где учитель – дирижер, дети – ансамбль, а в роли «солиста» по очереди выступает то учитель, то учащиеся.

Для 11-классников предложение «сесть кружком, поговорить ладком» было не новым. Отмечу, привыкание к тому, что сесть нужно не за парту, а в круг, и, стало быть, смотреть в глаза товарищам, оказалось делом нелегким. Одноклассники долго... стеснялись друг друга. Но к моменту проведения игры они это уже освоили. И к «неожиданным» вопросам их приучали с начальной школы. Трудность и одновременно удовольствие в данном конкретном случае состояло в поиске нестандартного ответа.

Самоанализ педагогических ошибок

img4Оставьте за учеником право промолчать, если он активно не хочет принимать участие в подобного рода уроках. Может быть, избранная тема болезненна, или нет оригинальных мыслей, а выглядеть хуже товарищей не хочется. Главное наше правило – «Не навреди!», психическому здоровью в первую очередь.

Конечно, после урока нужно поймать момент для разговора, когда ученик будет способен объяснить вам причину своего молчания.

Традиционными в нашей школе стали «Рождественские уроки». В начальной школе учителя проводят их кто во втором, кто в третьем классе. Запланировав такой урок, учитель в ходе фонетической зарядки разучивает рождественские песни, стихи, готовит с каждым учеником стишок об игрушке, которую можно повесить на елку. В начале декабря учитель знакомит ребят с существующей во Франции традицией написания писем, адресованных Пэру Ноэлю. И ученики такие письма пишут, «рассказывая» о том, что хотели бы получить в подарок.

img325 декабря, придя в класс, дети обнаруживают в нем… спящего Пэра Ноэля. Они его будят песней, и он вместе с учителем ведет «рождественский» урок. (В роли Пэра Ноэля выступает старшеклассник или кто-то из учителей). На этом уроке пригодится весь выученный материал. Дети наряжают елку: рассказывают стихи и вешают свою игрушку на елку. А потом у наряженной елки исполняются французские рождественские песни, проводятся конкурсы, игры, и дети… получают заказанные подарки (как вы понимаете, Пэру Ноэлю «помогают» исполнить пожелания детей их родители). Пэр Ноэль приглашает ребят в Париж, показывая, как красиво там наряжают елки, и наглядно объясняя, что такое « crèche » (слайд-шоу). Часто в таком уроке принимают участие и родители.

Вы думаете, что встрече с Пэром Ноэлем рады только маленькие дети? В 2007 году радость рождественского урока мы подарили выпускникам. Они вошли в преображенный класс, который встретил их приглушенным светом, увидели елку, на которой висели их детские фотографии, под елкой – подарки, услышали тихую «рождественскую» музыку и непонятно откуда доносящийся … храп. Уснувший Пэр Ноэль оказался в классном платяном шкафу. Его, конечно, нашли, разбудили, а он принес выпускникам их собственные письма, которые получил от них много лет назад (сохранённые учителем – вот когда, можно считать, началось планирование этого урока-сюрприза!) Представляете, как интересно было узнать каждому повзрослевшему автору себя по письму, написанному им ещё маленьким! И как иной раз это было совсем не легко сделать. Нашутились вдоволь, но и о серьезном поговорили. Пэр Ноэль задавал совсем взрослые вопросы:

img5

À quoi s’associe pour toi le bonheur ?

Le Nouvel An approche. C’est le moment où l’on dresse le bilan de ce qu’on a vécu.

Qu’est-ce que c’était pour toi l’année 2007 ? Et pour la Russie ?

Quel avenir peux-tu prédire à la Russie ?

Es-tu d’accord que nous sommes tous auteurs de notre bonheur ?

Quel est ton plus doux souvenir ?

Quel est ton plus doux rêve ?

Самоанализ педагогических ошибок

Подготовка любого праздничного действа почти всегда связана с репетициями, а репетиции – с напряжением и нервотрепкой. «Легче десять уроков дать, чем одну репетицию провести», – скажет любой учитель. К тому же естественно стремление к тому, чтобы все прошло без сучка и задоринки, а значит, присутствует «муштра» детей. А дети есть дети: устали, шалят, не слушаются – бывают просто невыносимы. И мы одергиваем, кричим, жалуемся родителям. Как-то после одной трудной репетиции я выговаривала маме маленького сорванца все (или почти все), что я о нем думаю. И услышала: «А зачем нам такие праздники, если с ними связано столько отрицательных эмоций?» Ее слова меня ошеломили, в первую минуту возмутили, но заставили задуматься. Наверное, в них сокрыта большая доля правды. С тех пор из репетиции в репетицию я стала искать приемы, позволяющие проводить их без лишней муштры, тихо и даже ласково. Пусть не все получится идеально (дети не профессиональные актеры), но пусть сохранятся добрые отношения и естественная атмосфера.

Урок-экскурсия

img6

Такой урок предполагает определенную подготовку со стороны всей группы или части детей. Традиционно подобная форма урока используется при знакомстве с достопримечательностями Парижа, с регионами Франции, с музеями обеих столиц. Использование слайд-шоу, несомненно, способно украсить такой урок, а обращение к Интернет-ресурсам облегчить его подготовку.

Или почему бы не предложить детям настоящую экскурсию по … родной школе. Эта ролевая игра поможет каждому ребенку самому оценить, что реально он может рассказать о своей школе. Отвечать у доски, или показывать школу «иностранным гостям» окажется совсем не одним и тем же.

Готовясь к такому уроку, учитель может заранее спланировать, где будет говорить тот или иной «экскурсовод», а можно усложнить задачу: участники ролевой игры «вытаскивают» вариант своего маршрута перед началом экскурсии. Вопросы, которые «иностранные гости» зададут своему «экскурсоводу», тоже можно общими усилиями предварительно наметить, подготовить, потом совместно поискать, как интереснее и правильнее на них ответить, и уже лишь потом они прозвучат в ходе экскурсии. Сильные же ученики получат импровизированные вопросы.

Любопытной может оказаться экскурсия по необычному музею (старой вещи, любимой игрушки, любимой фотографии). Каждый принесет свой экспонат и выступит экскурсоводом по своей части экспозиции, остальные зададут вопросы. Кроме экскурсоводов и посетителей в музее могут быть кассир и смотрители залов (эти немногословные роли подойдут для слабых учащихся). Следуя современным тенденциям, можно попросить каждого экскурсовода приготовить свою аудиозапись для аудиогида.

Экспонаты в музее «старых» вещей могут быть вполне современными. Просто надо придумать соответствующую игровую ситуацию: «Мы в 3008 году, вы проводите экскурсию по школе, сохранившейся в нашем городе с начала прошлого века».

Урок-выставка

img7

Допустим, фотовыставка «Наши любимцы» (кошки и собаки, домашние животные).

Такой урок, по сути, очень похож на урок-экскурсию, поскольку ролевая игра предполагает и экскурсовода, и посетителей, но само наличие конкретной экспозиции делает его очень интересным для детей. Учитель предложит подготовить афишу выставки, разыграть ее «открытие», пригласит на нее журналистов, которые возьмут интервью, проведет конкурс на «Мистера и миссис» выставки, вручив приз зрительских симпатий.

«Посещение» фотовыставки «Как молоды мы были» окажется очень кстати при отработке употребления Imparfait.

Выставка портретов «Их надо знать в лицо» может быть удачным завершением тем о знаменитых людях, кино, науке.

Тема «Школа» присутствует на разных этапах обучения. Фотовыставка о школьных традициях, о школьных буднях вызовет несомненный живой интерес и желание высказаться.

Самоанализ педагогических ошибок

Продумывая оформление урока, обязательно учитывайте, сколько времени потратит ученик (группа учащихся) на изготовление наглядности. Не успокаивайте себя мыслью, что дети будут делать это с удовольствием. Помните о том, насколько они загружены. Оформление уроку нужно, но какое и во имя чего. Если, к примеру, заказана афиша, то для того, чтобы использовать ее в ходе ответа, а не для того, чтобы «сделать красиво» в классе.

Урок – день рожденья (одного ученика, или всех, кто родился осенью (зимой)

img8

Эта ролевая игра может развиваться по классическому сценарию (на младшем этапе обучения), а может по совершенно неожиданному (когда у учеников накоплен достаточный запас языковых компетенций).

Представьте себе, что именинник стал знаменитым… К вам обращаются корреспонденты, чтобы вы рассказали о его школьном детстве. Каждый «гость» вспоминает что-то свое и преподносит свой подарок (а им может быть стихотворение, песня, жизненный девиз, символический подарок). Подарок нужно не просто преподнести, но объяснить его выбор. Кому какой подарок предстоит готовить, можно разыграть заранее.

Урок «Кулинарный поединок»

На таком уроке можно проверить «домашнее задание» (продегустировать принесенное из дома блюдо и послушать его рецепт), провести блиц-соревнование, которое включит несколько этапов:

Citez au moins 3 proverbes qui contiennent des éléments alimentaires.

Faites la listes des règles d’or de la nourriture saine.

Nommez les spécialités des provinces françaises.

Урок-телемост

Такой урок предполагает, что учащиеся имеют навык ведения дебатов. Он уместен на итоговых занятиях по темам: «Праздники и традиции», «Система образования», «Проблемы молодежи», «Досуг». При подготовке урока группа делится на 2 части (или в нем задействованы группы параллельных классов). Припасаются вопросы для обсуждения, выбирается ведущий ток-шоу, готовится оформление «студий».

Урок-телепередача

Попробуйте обсудить с учащимися саму идею проведения подобного урока. Какую передачу они предложат вам приготовить? Свою, какой на нашем телевиденье нет? Пародию на те, что заполняют эфир? Элементы существующих шоу натолкнут их на создание некого симбиоза? Это может быть очень интересно и зрелищно! (сколько видеоматериала смогут «собрать», готовясь к уроку, корреспонденты).

Урок – устный журнал

По сути это коллективный проект, к которому можно идти через:

– выбор типа издания

– его названия

– выбор рубрик

– распределение творческих заданий

А далее учитель ведет индивидуальную консультационную работу.

Урок-викторина «Что? Где? Когда?»

Успешно может быть использован после многих тем программы.

Урок-путешествие

Dans le pays des chansons.

Dans le pays des héros littéraires (À travers la France littéraire).

Dans le pays de l’humour.

Dans le pays de nos rêves.

Урок-дискуссия (Урок «Круглый стол»)

Qui peut-on nommer l’homme de l’année ?

Урок-исследование

Mots-clés de l’époque (de l’année).

Идея была подсказана учебником Panorama и многократно эксплуатировалась. Не скажу, что получалось легко. Учащимся нужно хорошо объяснить, что значит mots-clés, дать время на подготовку. Но разговор вокруг этой темы получается очень интересным. Каждый мотивирует выбор своего списка слов, а затем группа составляет коллективный список и комментирует его.

Урок – пресс-конференция

Прежде чем затевать целый урок, попробуйте элементы пресс-конференции на своих рабочих уроках. Пусть сначала вы будете тем, кому будут задаваться вопросы. Только вы должны постоянно менять роль. То вы Красная шапочка, то Спящая красавица, то Гаврош, то Инопланетянка… Подберите себе маленький элемент костюма (или приготовьте маску) – этим вы вдохновите детей, доставите им огромное довольствие. На первом этапе ваша задача научить детей ставить не только традиционные, но и какие-то не банальные вопросы. Затем задавайте (меняйте) контекст проведения пресс-конференции, третий этап – замените себя, передайте свою роль сильному ученику. Потом испробуйте силы среднего ученика. Переходя от этапа к этапу, вы незаметно для себя почувствуете, когда будете готовы провести целый урок – пресс-конференцию. Тогда как бы невзначай появится и ее тема.

Урок « Atelier d’écriture »

Стихотворение Pour faire le portrait d’un oiseau Жака Превера стало хрестоматийным. Попытайтесь «по образу и подобию» этого произведения создать свои собственные на тему:

Pour faire le portrait d’une école
Pour faire le portrait de maman
Pour faire le portrait d’un bon prof/ d’un bon élève
Pour faire le portrait de Père Noël

Вместо заключения

Время от времени учитель должен выполнять сам те задания, что дает своим ученикам. Хотя бы для того, чтобы засечь время, которое для этого потребуется, оценить степень трудности заданного. Я перенеслась мысленно на урок « Atelier d’écriture », тема которого « Pour réussir une leçon... “inattendue” ». Вот что у меня получилось:

img9Prendre d’abord la décision
d’essayer, de le faire, de réussir
Prendre ensuite un thème
quelque chose de passionnant
quelque chose de simple
quelque chose de beau
quelque chose d’utile
pour l’enfant
placer ensuite la classe
dans un contexte
détendu, créateur, communicatif
se cacher derrière le rôle de consultant
sans rien dire
sans souffler...
Parfois l’inspiration arrive vite
mais elle peut aussi mettre de longues semaines
avant de se décider
Ne pas se décourager
attendre
mais en attendant essayer
la vitesse ou la lenteur de l’arrivée de l’inspiration
n’ayant aucun rapport
avec la réussite de la leçon
Quand l’inspiration arrive
si elle arrive
agir : inventer, créer, organiser
observer les enfants travailler,
les aider
et une fois la préparation terminée
fermer doucement la porte de la classe
puis
effacer un à un tous les barreaux
en ayant soin de motiver tous et chacun
Faire ensuite le geste de magicien
Et commencer
en choisissant le plus beau des sourires
pour encourager
et pouvoir tout le long de la leçon
jouer
et puis attendre que la classe se décide à participer
Si la classe ne parle pas
с’est mauvais signe
signe que le cours est mauvais
mais si elle parle c’est bon signe
signe que vous pouvez continuer
à inventer, jouer, innover...
ENSEIGNER
Alors vous arrachez tout doucement
une des plumes de l’oiseau-inspiration
et vous vous mettez un cinq dans un coin du tableau.

 

Задание для самостоятельной работы:

  1. Продумайте систему игровых приемов, которые вы могли бы применить (или уже применяете) в своей практике.

TopList