Mon amie la langue française
Klara LITKENS
Профильное обучение иностранным языкам
В ходе подготовки специального номера и контактов с учителями выяснилось, что многие из них не вполне понимают, в чём заключаются особенности профильного обучения иностранным языкам и хотели бы получить ответы на возникающие в этой связи вопросы. Такое положение вполне объяснимо, так как реорганизация образования ещё не завершена, а профильное обучение находится в стадии становления.
Редакция попыталась свести многочисленные и наиболее часто встречающиеся вопросы к некоторому универсальному минимуму и отвечает на них, опираясь в основном на работы академика РАН профессора И.Л. Бим и других методистов (см. список библиографических источников).
Что такое «профиль обучения»?
Профиль обучения – это сложившийся тип подготовки в той или иной области знаний в зависимости от возможностей и особенностей учебного заведения, а также желаний и потребностей учащихся, в нём обучающихся. Именно избранный профиль (например, математический или филологический) определяет цели и содержание обучения в данном образовательном учреждении
Профильный курс отличается от общеобразовательного своей профессиональной направленностью и более углублённым изучением избранного школой предмета.
Какое место в профильном обучении занимают иностранные языки?
Прежде всего это обучение в школах с углублённым изучением иностранных языков (спецшколах), в которых учащиеся ориентированы на языковой профиль с самого начала изучения иностранного языка и соответствующим образом мотивированы.
Параллельно с традиционными спецшколами в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта на старшей ступени полной средней школы вводится двухуровневая подготовка школьников: общеобразовательная / базовая и профильная.
При этом профильная подготовка может быть филологической (изучение родного и иностранных языков) и нефилологической (социально-гуманитарной, естественно-научной, экономической, юридической и т.д.), но с основательным изучением иностранных языков.
Таким образом, в настоящее время профильное обучение иностранным языкам в российской школе представлено следующими основными формами:
- профильным обучением в специальной школе,
- филологическим и
- нефилологическим профилями в полной средней школе.
Не дублирует ли профильная подготовка обучение в спецшколах?
Профильное обучение иностранным языкам, вводимое в Х и Х1 классах, не может быть приравнено к профильному обучению в спецшколах, имеющих свои особенности, а также большой опыт плодотворной работы и несомненные заслуги в деле подготовки школьников по иностранным языкам. Поэтому введение профильного обучения на старшей ступени полной средней школы не исключает необходимости в существовании профильных школ с углублённым изучением иностранного языка, которое начинается в начальной школе.
Каковы цели и задачи филологического профиля?
Целью филологического профиля обучения иностранным языкам в старших классах полной общеобразовательной средней школы является удовлетворение профессионального интереса школьников к занятиям языками и филологией. При этом практические задачи могут ставиться разные, в зависимости от конкретных педагогических условий обучения, потребностей учащихся и наличия соответствующих кадров.
Так, например, это может быть подготовка гидов-переводчиков или переводчиков технической или художественной литературы, научно-исследовательская деятельность в области конкретного языка или общего и сравнительного языкознания, овладение элементарными дидактическими навыками и подготовка к поступлению на языковые факультеты педагогических вузов и т.п.
Какова роль иностранных языков в нефилологическом профиле?
Иностранный язык может быть интегрирован в любой нефилологический профиль, если школа сочтёт это возможным и целесообразным.
В нефилологических профилях иностранный язык выступает не только как цель, но и как средство изучения другой (нелингвистической) предметной области (например, экономики, истории, информатики и др.), причём как средство, которым надо владеть хорошо.
Углублённое изучение иностранного языка в рамках нефилологического профиля проявляется в большем внимании к языковой форме, языковым закономерностям, а также социокультурным особенностям изучаемого языка и обеспечивается большим количеством часов, чем в базовом курсе.
Овладение иностранным языком как профильным учебным предметом в нефилологическом профиле позволяет выпускнику приблизиться к достижению порогового продвинутого уровня – уровня В2 (в терминах Совета Европы).
Надо подчеркнуть, что профильное изучение иностранного языка в старших классах нефилологического профиля является в настоящее время самым востребованным.
Как соотносятся элективные курсы с профильным обучением?
Элективные курсы – это обязательные курсы по выбору школы и учащихся, часы на которые выделяются из школьного компонента базисного учебного плана. В результате профильный учебный предмет «иностранный язык» может быть углублён, расширен или видоизменён за счёт специализированных элективных курсов прикладного характера.
Элективные курсы должны иметь ту же предметную направленность, что и профильный курс. Так, применительно к филологическому профилю актуальными могут быть курсы основ лингвистики и латинского языка, переводческой деятельности и страноведения, литературы и культуры страны изучаемого языка и др. В классах нефилологического профиля элективные курсы будут иметь другую направленность, например, делового иностранного языка, элементарных основ экономики, права, журналистики и др.
По усмотрению региона и школы к профильному обучению с элективными курсами могут быть также подключены факультативы и практикумы.
Литература по вопросам профильного обучения:
- БИМ И.Л. К проблеме профильного обучения иностранным языкам на старшей ступени полной средней школы. – Иностранные языки в школе. – 2004, № 6, с. 8-14
- БИМ И.Л., ВАЙСБУРД М.Л., ГРАЧЁВА Н.П., ЛЫТАЕВА М.А. Рекомендации по организации предпрофильной подготовки школьников с ориентацией на филологический профиль (иностранный язык). – Иностранные языки в школе. – 2003, № 6, с. 2-7
- КУЗНЕЦОВ А.А., ПАНСКОЙ А.А., РЫЖАКОВ М.В., ФИЛАТОВА Л.О. Структура и принципы формирования содержания профильного обучения на старшей ступени. – М., 2003
- ПОЛЯКОВ О.Г. Профильно-ориентированное обучение английскому языку и лингвистические факторы, влияющие на проектирование курса. – Иностр. языки в школе. – 2004, № 2, с.6-11
- СЛОБОДИНА Т.И. Предпрофильное обучение: курс «Основы переводческой деятельности». – Иностр. языки в школе. – 2006, № 7, с. 2-6
- ЩУКИН А.Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика. – М., 2004, с. 79-94