Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Французский язык»Содержание №16/2007

Mon amie la langue française

Маленькие секреты педагогической режиссуры

Нисколько не сомневаясь в творческом потенциале читателей, позволю себе рассказать о некоторых режиссерских приемах. Надеюсь, что они окажутся полезными кому-нибудь из коллег.

Труппа

Прочитав сценарии, читатель, наверное, обратил внимание на то, что ряд пьес как нельзя лучше подходит для разновозрастного театрального коллектива. Так, в Русалочке водоросли, кораллы, рыбки – это ученики 1-2 классов. В Рождественской сказке фея, мама, пэр Ноэль, дети – ученики 3 или 4 класса, а ожившие игрушки – первоклассники или второклассники. В Щелкунчике малыши играют мышей, солдатиков, гирлянду огоньков, гимнастку, снежинок. В Красной шапочке они могут сыграть роли цветочков и птичек. В Дне рождения театра основные роли играют второклассники, а роли фей восьмиклассницы.

Репетиционный процесс с такой труппой, безусловно, усложняется, но педагогический эффект, уверена, возрастает многократно, да и зрелищность совсем иная. Чтобы не усложнять подготовительный этап работы, репетировать с младшим составом можно отдельно, соединив всю труппу лишь на три-четыре последние репетиции (работая в разных параллелях, учитель может подобрать исполнителей из своих учеников разных классах).

За несколько минут до начала спектакля, когда нервы у всех на пределе, мы становимся в круг, кладем руки друг другу на плечи или беремся за руки, закрываем глаза и повторяем вслед за учителем магические слова аутотренинга: «Мы будем говорить громко и выразительно, играть вдохновенно и доставим себе и зрителям огромное удовольствие!»

После спектакля каждый актер ждет от режиссера оценки-одобрения. Пусть очень коротенькой, но личностной. Кому-то: «Спасибо. Ты не подвел!» Кому-то: «Ваше величество, Вы были бесподобны!» Кому-то: «А ты боялась. Я была уверена, что у нас все получится. Здорово!»

Сцена

В старых школьных зданиях сцены, увы, маленькие! Поэтому, как правило, действие разворачивается на сцене и в зрительном зале, перед сценой. Таким образом, актеры получают возможность свободно двигаться, танцевать и даже, если это необходимо, бегать по залу. Маленьким исполнителям очень трудно дожидаться за сценой своего выхода. Делать это молча еще сложнее. Поэтому нередко мы рассаживаем их на первых рядах или сбоку от сцены.

Декорации

Ставя много спектаклей, мы пытаемся очень бережно относиться к времени и труду наших декораторов. У нас есть профессионально выполненные «боковины» и «задники», которые мы используем во многих спектаклях. Есть реквизит, который используется в разных постановках: видавший виды камин, троны короля и королевы, дворцовые окна. Тем не менее, каждая новая постановка обязательно должна быть «освежена» чем-то необычным в оформлении зала и сцены.

Все чаще и чаще в последние годы мы используем в качестве декораций… видео. Экран большого телевизора и видео кассеты позволили нам показать зрителям интерьеры Версаля, опуститься на морское дно, стать свидетелями кораблекрушения. А сколько восторга у зрителей вызвали кадры любимого мультика Ну, погоди!.

Афиша

Раньше она была рисованной, последние годы все чаще выполнена на компьютере. Но наибольший интерес, по нашим наблюдениям, вызывают те афиши, на которых можно увидеть фотографии из будущего спектакля.

Пригласительный билет и программа

Не пожалейте времени на творческие поиски оригинальной формы пригласительного билета. Кажется, мелочь, но ведь не случайно у великого Станиславского театр начинался с вешалки.

Вот один из сочиненных нами текстов приглашения:

Милостивая Государыня!
Советник медицины г-н Штальбаум и его супруга
имеют честь просить Вас пожаловать
в сочельник 24 декабря 2001 года
на встречу светлого праздника Рождества Христова.

Актеры школьного театра
присоединяются к приглашению
и ждут Вас в 11 часов в актовом зале школы
на премьере музыкальной сказки
по мотивам рассказа
Э.Т.А. Гофмана

Щелкунчик.

В программе мы указываем обязательно всех: и взрослых, и детей, актеров, художников, костюмеров, декораторов. Никто не забыт: от режиссера – до верстальщика программки, фотографа и рабочих сцены.

Зрители

Кого пригласить на спектакль? Вопрос вовсе не праздный! И актерам далеко не безразлично, перед кем играть. Одни больше волнуются, когда в зрительном зале сидят родители, другие считают для себя более сложным играть перед школьными товарищами. В нашей школе состав зрителей тщательно планируется, при этом мы стремимся учесть множество психологических факторов. К примеру, обязательно приглашаем младших (старших) братьев и сестер, которые учатся в нашей школе.

Родителей извещаем заранее. По возможности играем спектакль в максимально удобное для взрослых время: «отпроситься» с работы сегодня иной раз просто не представляется возможным, а отсутствие мамы (папы, бабушки) может стать огромным травмирующим фактором для ребенка, причиной его слез. Именно поэтому мы работаем над тем, чтобы кто-то из семьи каждого исполнителя обязательно присутствовал на спектакле.

Чаще всего в зале оказываются и взрослые, и дети. И те, и другие требуют к себе особого отношения.

Дети

По примеру Натальи Ильиничны Сац и Сергея Владимировича Образцова, мы предваряем спектакль вступительным словом режиссера или учителя. Беседуя со зрителями, они настраивают всех на благожелательное сопереживание актерам, рассказывают о труппе, напоминают ее театральную историю, иногда показывают слайд-шоу сыгранных ранее спектаклей, представляют спектакль, поясняя, если надо, о чем пойдет речь, затем, как нынче принято, просят отключить мобильные телефоны и желают всем приятного просмотра.

В нашей школе зрителям традиционно задают вопросы, ответы на которые надо дать после просмотра спектакля. После того, как стихнут аплодисменты, мы снова обращаемся к залу, на этот раз, с вопросами. Например: «Какие персонажи отсутствовали в сказке Шарля Перро, но есть в нашей «Красной шапочке»? У зрителей, которые только начинают изучать язык, мы обычно спрашиваем, какие слова они впервые услышали, поняли ли их и запомнили при просмотре. Дети очень любят такого рода вопросы и с удовольствием соревнуются друг с другом.

Взрослые

Ох, и трудная же это категория зрителей – родственники актеров! В зале они частенько готовы появиться в верхней одежде (не доверишь же дорогую шубу школьной раздевалке!), во время спектакля страстным и громким шепотом живо обсуждают игру «своего», ходят по проходу, чтобы успеть сделать исторический кадр, а как плохо аплодируют! Нет, никак не обойтись сегодня без подготовительной работы с взрослой частью зрительного зала. Это трудный процесс, требующий особого такта и настойчивости от учителя. Часть проблем можно попытаться снять заранее, например: для удачных кадров предусмотреть время на генеральной репетиции, зарезервировать время для фотосессии после спектакля, в пригласительном билете написать, где можно оставить верхнюю одежду.

Аплодисменты

Хорошо, когда они горячие, бурные, но бывают ведь и жидкие, такие хилые, что приходится «разогревать зрителей». Странное дело, свистеть и улюлюкать, как это делается на сегодняшних эстрадных шоу современному зрителю проще, чем аплодировать и выражать свой восторг классическим «браво!». И зрительская культура требует к себе учительского внимания.

Цветы

О букетах для учителей, осуществивших постановку спектакля, наши родители уже научились заботиться. Я намеренно употребляю слово «научились», потому что над этим пришлось поработать. Теперь воспитывающей силой выступают школьные традиции. И все-таки нет-нет, но и они дают сбой. Приходится на родительском собрании объяснять взрослым людям, что, выражая публично благодарность учителю, они учат своих детей быть внимательными в том числе и к самим себе. Приучать взрослых к тому, что нужно не «сунуть» букет, а красиво его вручить, сказать в присутствии зала слова благодарности, приходится каждый год заново.

Горький привкус

Не говорить об этом, было бы нечестно. К этому нужно быть психологически готовым. Удар может быть нанесен с совершенно неожиданной стороны. О чем это я? Палитра чувств, которую испытывает учитель, отыгравший со своими учениками спектакль, столь сложна, что передать все оттенки словами вряд ли удастся. Радужный спектр очевиден всем: радость, гордость, изумление от особо удавшихся актерских работ, удовлетворение от ощущения, что та или иная режиссерская находка сработала, счастье от ребячьей эйфории, предвкушение от удовольствия работы над следующим спектаклем. Каждый, кто имел дело со школьным театром, хотя бы раз ощутил себя Деточкиным, в ушах которого звучат аплодисменты.

Но порой выпуск спектакля сопровождается и совсем иными эмоциями. Родители, присутствовавшие на спектакле, способны уйти, даже не попрощавшись, затеять выяснение отношений по поводу не той роли, что, по их мнению, досталась их чаду, да мало ли как еще можно испортить настроение учителю! И после многих лет трудно забыть, как после Спящей красавицы одна всемирно знаменитая актриса, чья дочь играла в спектакле, сразила меня своим приговором: «Здесь же никто не играет!» Эта фраза звучала в ушах очень долго. Она была чудовищно несправедливой. Труппа из 40 человек, массовые танцы, сольные танцы, явные удачи, вроде бы абсолютно бесталанных детей…

Ураган эмоций и сакраментальные вопросы: «За что?» и «Зачем?». Зачем все эти муки? Каждый, наверное, ответит на эти вопросы по-своему, но справиться с негативными эмоциями нужно уже затем, чтобы не сгорать эмоционально.

Зачем все эти муки?

Процесс постановки всегда труден, даже спектакль, который готовится на « одном дыхании», обязательно приносит свои муки коллективного творчества. Наверное, это коллективное творчество и есть объяснение тому, почему вновь и вновь берешься за эту работу. Не будет большим преувеличением утверждение, что в школе нет более яркого и интересного дела, чем школьный театр, именно поэтому в заключение:

Я желаю всем
больших творческих успехов!

TopList