Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Французский язык»Содержание №1/2008

Univers du français

Галина РАЗУМИХИНА

Учение с удовольствием

В словах, вынесенных в заголовок, читатели наверняка услышат созвучие с известной фразой, принадлежащей Симону Соловейчику: «Учение с увлечением». В книге с таким названием, обращенной к детям, он писал:

«Образование дают, образование получают…

Но надо еще уметь его взять!»

Общаясь со своими коллегами, учителями французского языка, я всегда мысленно повторяю: «Для того чтобы ученик образование взял, его надо еще уметь дать!»

И как для учащихся учение должно быть с увлечением, так для учителей, убеждена: учение должно быть с удовольствием. Увлечение ученика невозможно, если сам учитель при этом не получает удовольствие от того, что он делает на уроке и вне урока, готовясь к нему.

Когда редакция газеты Французский язык предложила мне провести курс для учителей по теме: «Методика организации современного урока французского языка», я, признаться, засомневалась. Не потому, что думаю, будто урок не должен быть интересным, и не потому, будто научить этому невозможно. А исключительно оттого, что у каждого учителя этот интерес будет проявляться по-своему, в тех сферах, которые интересны именно ему, соответствуют его личности, и вовсе не обязательно окажется таким же, как у меня.

Я полагаю, что нельзя другому человеку «торжественно вручить» свой интерес и заставить его нести на урок, ожидая, что он воспримет чужой интерес с удовольствием. Наши уроки есть отражение нашей личности. И передать свой опыт можно лишь тому, кто хочет его осмыслить, пропустить через себя, адаптировать к граням своей личности.

И все же я дала согласие на проведение курса. Само собой разумеется, это не будут лекционные занятия, наполненные теоретическими выкладками и ссылками на классиков педагогики. Это не будет семинар сугубо методической направленности с поурочным планированием и тематической «разблюдовкой», записав которую, завтра можно будет воспроизвести урок у себя в школе. Просто я попробую выстроить в систему те приемы, которые уже много лет помогают мне работать с удовольствием.

МальчикВот перечень тем, которые я собираюсь предложить заинтересованным коллегам:

Мне хотелось бы, чтобы пришедшие на курсы, были готовы стать не слушателями, но активными собеседниками, участниками нашего общего «atelier». Обещаю коллегам готовые рецепты «фирменных блюд», сдобренные соусом рефлексии, сборник педагогических ошибок, на которых многому училась, доброе настроение.

Мой папа был отличным кулинаром. Секретами своей кухни он охотно делился. Обычно, заканчивая пояснения к рецепту блюда, он добавлял: «Да! И самое главное! Не забудь кусочек души!» Я попытаюсь не забыть этот папин совет, готовясь к нашим занятиям.

До встречи!

Ваша Галина Разумихина

TopList