Univers du français
Галина РАЗУМИХИНА
Работа над проектом или Этапы большого пути
Собираясь в дорогу
С чего начинается проектная деятельность учащихся? Для меня ответ очевиден ― с творческих исканий учителя! Ведь именно ему предстоит быть энтузиастом, вдохновителем, руководителем деятельности учащихся.
Вы представляете себе ученика, который приходит к учителю с предложением руководить его работой над уже сформулированной темой? Наверное, такие дети где-то есть, но только им наше педагогическое руководство вряд ли требуется. Гораздо чаще, мы имеем дело с обычными детьми, которых можно и нужно увлечь интересной идеей, организовать на коллективный поиск, втянуть в коллективное творчество.
Этот подготовительный этап объективно очень сложен и чрезвычайно важен. Тема, которую мы предлагаем детям, им должна быть интересна! Проектная деятельность предполагает наличие значимой в исследовательском и творческом плане проблемы, требующей интегративного знания и исследовательского поиска.
Формулируя тему проекта, стоит сразу же определить будущий «продукт» и то, как и перед кем он будет представлен, т. е., по сути, начинать надо с конца.
Для учащихся любого возраста очень важна социальная значимость того, что предстоит сделать. Если при этом есть «внешний» эксперт или заказчик ― еще лучше!
Так, для детей амбициозных, перспектива участия в окружном или городском конкурсе исследовательских проектов на иностранных языках – достойная цель, ради которой они готовы много трудиться. Соревнование мотивирует, тем более, что соперники будут серьезными.
Мы ценим возможность иметь такого солидного социального партнера, как газета Французский язык, с которой мы сотрудничаем уже много лет! Стать автором публикации в этом издании – факт социального признания важности проведенной работы.
Попутчики или
Кто войдет в проектную группу?
Когда сама идея предъявляется учителем, ему предстоит, показав актуальность и привлекательность погружения в данную область исследовательской деятельности, попытаться найти в учениках – будущих участниках проектной группы – партнеров, сделать из них единомышленников, ибо основной принцип технологии проектной деятельности – это сотрудничество и сотворчество.
Значит ли это, что к проектной деятельности стоит привлекать только мотивированных детей? Мы стремимся к максимально широкому вовлечению всех учащихся. Так, при подготовке этого номера каждый одиннадцатиклассник принял участие в обсуждении всех тем, дал ответы на многочисленные анкеты, поучаствовал в устных дебатах, т. е. разрабатывал не только собственную тему, но и соучаствовал в работе товарища.
Убеждая, агитируя, заражая идеей, учитель не только планирует эксперимент, уточняет тему проекта, направляет ход работы и следит за сроками и качеством исполнения промежуточных результатов, но одновременно выстраивает межличностные отношения, выявляет лидеров в ученическом коллективе. При этом, еще на предварительном этапе, он обязательно объясняет ученику, что работа над проектом научит его самостоятельному достижению намеченной цели; умению работать с информацией и находить источники, из которых ее можно почерпнуть; даст опыт как проведения исследования, презентации полученных знаний, так и совместной работы, делового общения.
Умение работать в команде особенно актуально сегодня, поскольку оно востребовано на рынке труда, является необходимым условием карьерного роста. Приобретение умения оценивать ситуацию с разных точек зрения, эффективно взаимодействовать с другими членами рабочей группы приучает к сотрудничеству и является непременным условием получения хорошего результата.
Прокладываем маршрут
Маршрут проекта обязательно включает в себя поиск информации, ее анализ, сравнение фактов, проведение микроисследований. Проектная деятельность – это всегда собственное открытие. На этом этапе учитель – это тот, кто помогает продвигаться вперед, кто прививает навыки исследовательской работы (знакомит учащихся с алгоритмами работы с информацией: проведением анкетирования, социологического опроса, поиском литературы и работы с ней, поиском информации в Интернете, умением обобщить полученную информацию). Одновременно учитель выступает и в роли координатора группового процесса.
По мере создания проекта, учитель становится экспертом, анализирующим результат. На заключительном этапе – при подготовке презентации – его роль снова меняется: теперь он консультирует, режиссирует, репетирует.
Станция назначения
Публичная защита проекта – это эмоционально насыщенный момент, к которому нужно хорошо подготовить учащихся. К тому же, публичная презентация обычно ограничена по времени. А умения структурировать свою речь, говорить убедительно и аргументировано, показать значимость своей работы, ответить на вопросы не появляются сами собой.
Задача учителя состоит в том, чтобы помочь ученику отобрать из написанного самое существенное, четко сформулировать выводы. Затем, научить сочетать слайд-шоу, без которого современная презентация уже не мыслится, с речью, поработать над скоростью и громкостью выступления. И, наконец, вселить уверенность и помочь справиться с естественным волнением.
…Конечная
Презентация проекта еще не означает окончание проектной деятельности. Для того, чтобы эффективно моделировать проектную деятельность, учителю надо уметь выстраивать образовательный процесс в форме диалога с детьми. Обязательно нужен анализ того, что получилось, а что нет. Совместная рефлексия учителя и учеников поможет участникам осознать:
- чему они научились,
- какой опыт приобрели,
- что было особенно интересно,
- и (быть может) увидеть перспективы дальнейших исследований.
Проблемы остаются
Казалось бы, методика руководства проектной деятельностью хорошо разработана. Сторонники этой образовательной технологи отмечают, что она способна значительно расширить рамки традиционного образования. Ребенку предоставляется широкое поле для созидания и творчества. Эта технология, как никакая другая, личностно ориентирована, т.к. ребенок совершает значимые для него действия, делает выводы из собственного опыта.
Проектной деятельности противопоказано быть мероприятием для галочки! Самое главное, проект должен быть интересен школьнику. Работая над проектом, ученик должен чувствовать себя востребованной личностью, получать опыт общественного признания, успешности. Проект должен окрылять, формировать мотивацию достижения.
Приобщение ребенка к проектной деятельности должно происходить только на добровольной основе, исходя из его личного желания и самостоятельного выбора.
Остается, правда, вопрос: что делать с теми, кто ничего не хочет? Ответы на него всегда разные.
Специфика нашего предмета ставит перед учителем целый ряд дополнительных проблем. Первая среди них – что и как оценивать: проделанный поиск, самостоятельность и творчество, языковой уровень учащегося, оригинальность и технический уровень презентации, языковую культуру презентации?
Пытаясь ответить самой себе на все эти вопросы, я пришла к выводу, что в проекте самым ценным является сам процесс творческой деятельности. Очевидно, что, работая с источниками, излагая свои мысли средствами иностранного языка, ребенок интенсивно развивает коммуникативные компетенции. Процесс создания проекта – есть процесс учебы, в которой язык выступает средством, а не самоцелью. Поэтому предварительная работа над языковыми ошибками меня ничуть не смущает. Хорошо подготовить презентацию (подготовленное монологическое высказывание) – означает уже многому научиться.
Отметка пусть останется для урока, а высшим балом за проект пусть будет удовольствие ученика, полученное от совместной работы, появившееся желание участвовать в следующем проекте и (если повезет) диплом призера или победителя конкурса.
P. S. Неметодическое послесловие
Все вышесказанное заставляет коснуться еще одной, довольно щепетильной, стороны проектной деятельности в школе.
Во-первых, практически вся работа учителя по организации и руководству проектной деятельности, надо признать, постоянно выходит за рамки урока.
Во-вторых, она чрезвычайно энергоемка.
В-третьих, требует огромных временных затрат.
В-четвертых, эта технология существенно увеличивает интенсивность общения и, следовательно, повышает психологическую нагрузку на учителя.
Зачем тогда это надо? Обычно, на этот вопрос я отвечаю так: «Не зачем, а почему»!
- Потому что в школе есть учителя, которые не могут работать вне творчества.
- Потому что у таких учителей есть коллеги, которые внутренне настроены на то, чтобы постоянно учиться (а проектная деятельность – это прекрасная школа роста педагогического мастерства учителя).
- Потому что в проекте рядом с учителем всегда найдется несколько учеников, для которых данный тобой шанс почувствовать себя творцом, окажется тем самым, что определят судьбу, а это дорогого стоит.
От руководителя данного проекта
Работая над любым номером газеты, ее главный редактор Грета Александровна Чесновицкая все время думает о своих читателях. Она считает, что каждый номер должен быть методическим подспорьем учителю.
Предлагаю несколько методических приемов для работы над этим номером.
1. Проведите «круглый стол». Ваша группа выступает в роли внешнего рецензента номера. Обсудите общую концепцию номера.
- Кажется ли вам актуальной выбранная тема?
- Насколько удачно раскрыта заявленная тема?
- Какие из материалов номера вызывают желание поспорить с автором?
- Какие материалы не стоило бы публиковать, обоснуйте свою точку зрения?
- Какие темы вы предложили бы сами в подобный номер?
2. «Ролевая игра». Ваша группа – жюри конкурса журналистов. Вам предстоит выбрать призеров среди авторов этого номера.
Вариант 1: вам предстоит распределить все материалы от наиболее удавшегося к наименее интересному.
Вариант 2: придумайте номинации, которыми бы вам хотелось отметить авторов этого номера.
3. Обсудите точки зрения, представленные в материале « Ce pays allait bientôt changer ».
- Что вас удивило в этой подборке?
- Что показалось банальным и почему?
- Какое высказывание вам понравилось?
4. Под каким мнением в статье « Pour moi, la Russie c’est… » вы готовы подписаться?
5. Выступите в роли экспертов-социологов. Насколько объективной (или субъективной) кажется вам восприятие проблем нашей страны, высказанное в материалах этого номера? Сравните эту «картинку» с той, что есть лично у вас.
6. Социологические исследования показывают, что мнения москвичей и мнения россиян, живущих в других регионах, далеко не всегда совпадают. Сопоставьте точку зрения авторов номера с вашей собственной, сформулируйте «региональное» восприятие сегодняшней России.
Уважаемые коллеги!
Перед вами один из примеров проектной деятельности учащихся выпускного класса. Анализ чужих ошибок помогает, порой, избежать своих собственных. Анализируя вместе с группой что, на ваш взгляд, удалось и не удалось в этом проекте, вы, быть может, спродуцируете интересные идеи проектов со своими учащимися в следующем учебном году. Надеюсь, что наш опыт вам пригодится. Желаю вам творческих успехов!
Nous tenons à exprimer notre profonde reconnaissance à Madame Denise Fahy et aux professeurs de français de l’école n°1225 Tatiana Lipatova et Irina Sviridova pour une aide précieuse apportée à la création de ce spécial.