Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Французский язык»Содержание №21/2008

Mon amie la langue française

Татьяна БУРКИНА

Обучение диалогической речи

Владение диалогической речью предполагает умения начинать и заканчивать разговор, соглашаться или возражать, высказывать и обосновывать свое мнение, давать советы, обмениваться информацией. Цель устного экзамена по иностранному языку – определение уровня владения диалогической речью в соответствии с требованиями Совета Европы. Чтобы учащиеся были готовыми к выполнению таких требований разработан и апробирован прием обучения диалогической речи, состоящий из 3-х этапов, который я условно назвала «Entendu-compris-fait» («Услышал-понял-сделал»). Наилучший результат достигается при работе в парах или мини группах учащихся. Для наглядности прием схематично представлен в виде Эйфелевой башни на рис. 1 и разбит на отдельные этапы (шаги) в обучении (от A до G).

Схема приема «E – C – F» находится на доске в классе.

img1

Рис. 1 Схематичное представление приема «Услышал-Понял-Сделал».


img2

Значения символов

Пошаговая работа по приему обучения диалогической речи представлена в следующей таблице:

№ п/п

Этап работы

Цель

Деятельность учащихся

1

A, А1

Тренировать учеников слушать,
понимать речь.

Отвечают после 1го прослушивания на общие вопросы и на детальные после последующих.

2

B

Узнавать обычаи Франции, ее культуру, анализировать грамматические структуры фраз.

Внимательно читают текст диалога, переводят его, рассказывают его содержание и отвечают на вопросы по страноведению.

3

C

Развивать произношение и
французские интонации.

Слушают диалог и одновременно читают его вслух, а затем повторяют по фразам.

4

D

Выделение опорных фраз из текста.

Заучивают наизусть ключевые слова и выражения.

5

E

На основе известного, придумывать
новое.

Самостоятельно составляют
отдельные фразы.

6

F

Побуждать к собственным
высказываниям

Составляют собственный диалог.

7

G

Учиться взаимодействию,
Составление собственного диалога.

Представляют диалог в парах

Таблица пошаговой работы в обучении диалогической речи

Ниже приведен пример работы с диалогом из учебника «Синяя птица» для 6 класса Unité 1.

André : – Bonjour, Sacha, ça va ?

Sacha : – Salut, André, ça va très bien, et toi ?

André: – Pas mal, merci. Tiens, qu’est-ce que c’est ? C’est une lettre ?

Sacha : – Eh oui. Elle vient de France.

André : – De France ? Chouette ! Et tu as lu cette lettre ?

Sacha : – Non, pas encore. Je veux montrer la lettre au prof de français. Tu viens ?

André : – Bien sûr !

Этап «Entendu». Шаг «A»

Вопросы к первому прослушиванию могут звучать до или после диалога, могут быть написаны на доске или распечатаны для каждой пары учащихся.

Écoutez le dialogue et choisissez la bonne variante :

1. Qui parle ?

a) les fillettes

b) les garçons

c) les élèves.

2. Combien de personnes parlent ?

a) un

b) deux

c) trois.

3. Où parlent-ils ?

a) à l’école

b) à la poste

c) dans la rue.

4. De quoi parlent-ils ?

a) de la France

b) du prof

c) d’une lettre.

Шаг «A1»

После выполнения предыдущего задания следуют повторные прослушивания диалога и ответы на вопросы, которые будут заданы письменно или устно, например :

Répondez aux questions :

  1. Comment s’appellent les garcons ?
  2. Qui a une lettre, Sacha ou André ?
  3. Est-ce que Sacha a lu cette lettre ? Pourquoi ?
  4. Les garçons quelle langue étrangère apprennent-t-ils ?
  5. Où habitеnt Sacha et son ami, en France ou en Russie ?

Этап «Compris». Шаг «B»

Внимательное чтение диалога вслух по ролям и ответы на вопросы учителя, например :

  1. Какими словами мальчики приветствуют друг друга?
  2. Какие слова в диалоге выражают удивление?
  3. Как в разговорной речи мальчики сократили слово «учитель»?
  4. Как пригласить товарища следовать за тобой?
  5. Как выразить свое согласие?

Далее работаем над грамматическими особенностями следующих фраз:

и объясняем употребление артиклей и предлогов в данных грамматических ситуациях. Особое внимание необходимо уделить спряжению, управлению и временам глаголов. Для этого предлагается выполнить следующее задание:

Remplissez la grille:

Verbe dans le texte

Infinitif

Traduction en russe

Temps de l’indicatif

Préposition

elle vient

venir

приходить

présent

de

tu as lu

lire

?

passé composé

?

je veux

vouloir

хотеть

?

?

montrer

?

показывать

?

à

tu viens

 ?

идти, пойти

?

-

 

Шаг «C»

Прослушивание и чтение по ролям диалога с соблюдением интонации вопросительного и повествовательного предложений, интонаций удивления и согласия.

Шаг «D»

Определение ключевых фраз диалога:

  1. Письмо пришло из Франции.
  2. Его хотят показать учителю.

Закрепление лексики диалога:

и лексики, необходимой для поддержания беседы:

Этап «Fait». Шаг «E»

Учащиеся тренируются в замене слов диалога, например:

une lettre – une carte postale

le prof de français – le prof de russe

bien sûr – bien entendu

bonjour – bonsoir

ça va – comment ça va

je veux – je voudrais

tu viens ? – allons-y !, и т. д.

Шаг «F»

Составление собственного диалога, состоящего из фраз, формирующих умения:

Шаг «G»

Чтение составленного диалога вслух по ролям и запоминание его. Можно рассказывать диалог из учебника, выполнив перед этим задание: Associez une image au texte du dialogue.

Обучение диалогической речи в младших классах требует тщательной работы на уроке, дополнительных грамматических и лексических упражнений, направленных на закрепление изучаемого материала. В дальнейшем, при условии сохранения четкого плана работы, этот процесс идет быстрее и приносит радость от приобретенных умений и навыков. С помощью приема обучения диалогической речи «Entendu-compris-fait» («Услышал-понял-сделал») учащиеся научились грамотно вести диалог и успешно (87,5% пятерок и четверок) сдали экзамен, содержащий задание по управляемому диалогу.

TopList