Mon amie la langue française
« D’où suis-je ? Je suis de mon enfance »
À Nina Petrovna Oleïnikova
Je demande pardon aux lecteurs de ne pas pu resister à l’envie de préfacer ce numéro de dédicace. J’ai une excuse sérieuse : comme Antoine de Saint-Exupéry, je crois que tout commence par l’enfance. Et mon amour pour le théâtre scolaire est né peut-être après le premier rôle joué sur la scène de l’école n° 2 Romain-Rolland.
J’ai une autre excuse : la personne à qui je dédicace ce numéro était mon professeur de français à l’école primaire, et c’est elle qui avait réalisé le spectacle où j’ai joué le rôle du Petit Chaperon rouge.
J’ai une troisième excuse : selon moi, tout professeur mérite de la reconnaissance !
Si toutes ces excuses ne suffisent pas, je corrige ma dédicace :
Au Professeur, Metteur en scène
du théâtre scolaire
За кулисами школьного театра
Этот номер для тех, кто не просто любит школьный театр. Он для тех, кто считает, что театр нужен слабому в языке, бесталанному и закомплексованному ребенку даже больше, чем одаренному. Этот номер для тех, кто стремится, чтобы театральной труппой стал, в идеале, весь класс.
Отбирая сценарии для публикации, мы постарались предложить вашему вниманию пьесы и для начальной, и для средней, и для старшей школы. В них много действующих лиц и объем ролей таков, что есть, что играть как сильному, так и среднему, и слабому. Количество действующих лиц и количество реплик при необходимости легко можно сократить, или расширить. Те, кто захотят сделать спектакль для разновозрастной труппы, увидят, что это возможно в большинстве пьес. Эти сценарии вполне подойдут как для первого, так и для второго иностранного языка.
Постановка спектакля — это прекрасная мотивация к работе над иностранным языком. В ходе репетиций замечательно оттачиваются звуки и интонация, отрабатывается громкость, выразительность, темп речи.
Но мы стремимся с первых лет обучения «заразить» наших учеников любовью к театру, прежде всего потому, что в процессе подготовки спектакля свершается, на наш взгляд, нечто большее, чем совершенствование языковых умений, куда более значимое для всего коллектива труппы в целом и для каждого актера. Подготовка спектакля – дело, в котором общий успех зависит от каждого участника. Учитель поставит перед каждым актером свою сверхзадачу, которую обязательно надо решить. Робкому и застенчивому – научиться говорить громко и свободно, неловкому – красиво двигаться, сутулому – держать спину прямо, зазнайке –сыграть роль второго плана, а неуверенному в себе – заглавную роль. Театр, уверены мы, – великий воспитатель!
Рецепты театральной «кухни»
1. Оцените, насколько выбранный вами сценарий подойдет данной труппе.
2. Договоритесь с коллегами о том, как вы будете работать, кто и за что будет отвечать.
3. Обсудите перспективу постановки спектакля с классным руководителем, сделайте его своим союзником.
4. Репетиционный процесс должен вписаться в занятость актового зала. Согласуйте заранее с заместителем директора по воспитательной работе график репетиций.
5. Порадуйте директора школы обещанием яркого праздника, который вы готовите вместе с детьми.
6. Обязательно «заразите» детей желанием работать над постановкой данного спектакля, вселите в них уверенность, что вместе вы сделаете нечто грандиозное.
7. Расскажите о ваших планах родителям, заручитесь их поддержкой, попросите о помощи, решите вместе с ними, как будут готовиться костюмы и декорации, выясните, смогут ли они помочь с музыкальным оформлением спектакля, с фото и видео съемкой.
8. Прежде, чем распределять роли, прочтите и переведите с учащимися пьесу, «подгоните» ее к данному коллективу (допишите сценарий, введя новые персонажи для конкретных исполнителей). Поскольку распределение ролей всегда вызывает бурю эмоций и обсуждений в детском коллективе, стоит расспросить детей об их желаниях играть ту или иную роль, провести индивидуальные беседы с будущими исполнителями. К моменту официального распределения ролей детский коллектив должен быть психологически готов принять режиссерское видение выбора исполнителей (особенно это важно для подростковой труппы).
9. При распределении ролей не забудьте о рабочих сцены, которые будут менять декорации, о суфлере, о музыкальном режиссере.
10. Из первой читки пьесы и распределения ролей стоит сделать Событие!!!
11. Особенно тщательно работайте на начальном этапе. Попытайтесь добиться сразу правильной интонации и выразительности. Замечено, что сделанные ошибки имеют свойство надолго запоминаться. Предложите каждому исполнителю самостоятельно найти рисунок роли: придумать, что он будет делать, произнося каждую реплику.
12. У вас мало времени на подготовку спектакля? Вы видитесь с детьми всего два раза в неделю? Запишите чтение сценария в своем исполнении на магнитофонную кассету и предложите актерам посоревноваться в том, кто быстрее и лучше выучит свою роль.
13. С малышами все роли (особенно, если они зарифмованные) можно выучить на уроке (фонетическая зарядка!).
14. На сцену надо выходить только после того, как все участники выучили свой текст.
15. Попытайтесь найти в труппе помощников режиссера. Среди детей всегда есть такие, которые предложат хорошие постановочные решения.
16. На каждую репетицию посадите «контролера» в конец зрительного зала. Он будет сообщать актерам, слышно ли их.
17. Одновременно с работой над ролями, продумывайте и работайте с костюмерным цехом. В идеале, родителям нужно дать эскизы костюмов. Чтобы спектакль смотрелся выигрышно, костюмы лучше решать в едином стиле.
18. В костюмах нужно сыграть минимум дважды до выхода на сцену, а привыкать к декорациям три репетиции. После генеральной репетиции на сцене ничего нельзя менять!
19. Заранее позаботьтесь об афише, приглашениях, программках (актеры, особенно маленькие, с удовольствием оформят их своими рисунками и украсят автографами), о «фото сессии» после спектакля.
20. Не забудьте поставить и отрепетировать представление актеров и финальный поклон. Представить зрительному залу обязательно нужно и тех, кто был за сценой, поблагодарить и назвать помогавших вам родителей.
21. В день спектакля дети должны услышать только поздравления. «Разбор полетов» стоит отложить на день-два, но сделать его обязательно нужно, при этом пусть начнут его сами исполнители.
22. Завершать анализ лучше всего … выстраиванием перспективы работы над следующим спектаклем.
Театр – дело творческое и радостное. Я желаю вам успехов!