Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Французский язык»Содержание №17/2007

Univers du français

Виктор Болотов: «Я согласен. Давайте расширять культурологический аспект Единого государственного экзамена!»

Накануне нового учебного года, мы встретились с руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктором Александровичем Болотовым, который ответил на вопросы наших читателей.

– Виктор Александрович, Единый государственный экзамен становится реальностью. А как возникла идея его создания?

– В 2000 году, когда создавалась Концепция модернизации российского образования, были определены основные болевые точки.

В частности, проблема итоговой аттестации, когда две соседние школы, дающие совершенно разный уровень знаний, выставляют одни и те же тройки, четверки и пятерки. Кроме того, была поставлена задача сделать качественное высшее образование доступным для ребят из провинции. Для этого было принято решение создать независимую от школы и от вуза систему оценки школьных знаний, которая могла бы быть использована и при выставлении итоговых оценок в школе, и при зачислении в вузы. Так и был создан экзамен, учитывающий традиции России и опыт, существующий в других странах.

Система создавалась очень быстро. Уже в прошлом году ЕГЭ сдали несколько миллионов выпускников, и мы констатировали устойчивый рост поступления в столичные вузы ребят из провинции (10-12%). Увеличился межрегиональный обмен студентами. В Москве и Санкт-Петербурге количество иногородних студентов выросло на 40%. Единый государственный экзамен стал приносить реальные плоды.

– А какие знания проверяет ЕГЭ по иностранному языку?

– Экзамен по иностранному языку ставит целью проверку четырех коммуникативных компетенций. Первые два-три года проведения экзамена показали, что, несмотря на все разговоры про коммуникативные компетенции, в школе этому не обучали вообще, или обучали плохо. Поэтому школам пришлось серьезно перестроиться и выйти на задания, позволяющие формировать (а затем и проверять) реальные коммуникативные компетенции.

Нужно отдать должное специалистам из Москвы и Санкт-Петербурга, которые взяли на себя нелегкую задачу подготовки экзаменационного материала. Но, к сожалению, современных учебников пока не хватает, и в этом плане, ваша газета оказывает серьезную помощь учителям.

– Как будет проходить зачисление в вузы?

– В этом году был принят закон о переходе Единого государственного экзамена в штатный режим, и с 2009 года все выпускные экзамены будут проходить в школе только в форме ЕГЭ и, соответственно, зачисление в вузы тоже будет проходить по результатам Единого государственного экзамена.

Мы разрабатываем положение о расширении сети олимпиад, победа в которых будет давать право поступления в профильные вузы без экзамена. Но некоторые элитные вузы получат право на дополнительные испытания. Сейчас разрабатывается их содержание. При этом понятно, что они не могут выходить за рамки базового школьного образования.

Кроме того, при зачислении в вуз будет широко использоваться практика портфолио, в котором отражены все успехи абитуриента за годы его обучения в школе. Это участие в конкурсах и олимпиадах, успехи в спортивных соревнованиях, в художественной самодеятельности и т.д.

– То есть, медаль теряет свое значение?

– Да. Но выпускник может включить ее в свой портфолио и получить дополнительный балл для поступления в вуз.

– Должны ли учителя, принимающие ЕГЭ, пройти в обязательном порядке специальные курсы подготовки?

– Да. Организаторы проведения экзамена должны пройти курсы подготовки, связанные с технологиями проведения экзамена. Они не так просты. Учителя, принимающие экзамен, также должны пройти обучение на курсах повышения квалификации.

– Что Вы можете сказать о Малом ЕГЭ в 9 классах?

– Пока он активно вводится в регионах, но мы на нем не настаиваем.
Важно понять, что профильное обучение в старшей школе становится фактом. Нереально думать, что по всем предметам человек может осваивать программу на хорошем уровне. Масса тонкостей, которые важны тому, кто изучает предмет углубленно, не нужны всем остальным. Поэтому за профильными школами будущее.

В 9 классе экзамен не будет федеральным. Он останется муниципальным, в ряде регионов – региональным. На федеральном уровне мы предлагаем лишь экзаменационный материал и даем рекомендации по оцениванию заданий. Пока этот материал есть не по всем предметам. Мы начали с русского языка и математики. В этом году добавилось обществознание и биология. Но мы готовы начать разработку и по иностранным языкам, если в этом заинтересованы учителя.

Мы хотим создать независимую комиссию по зачислению в старшие классы профильной школы, чтобы добиться большей объективности. И учащимся, и учителям эта идея нравится.

– А какова судьба школ с углубленным изучением ряда предметов (так называемых, спецшкол)?

– У нас есть два понятия: базовый уровень и профильный уровень. Есть соответствующие стандарты, и есть дополнительная часть: факультативы, которые школа может использовать как на предметную подготовку, так и на расширение кругозора учащихся.

Конечно, спецшкола дает подготовку выше профильного уровня, но нужна ли она? Наша школа – общеобразовательная. Если вы хотите глубоко изучать язык, идите на курсы или посещайте факультативы.

– А как же «воспитание чувств», особая атмосфера этих школ?

– Я – математик, и для меня изучение языков – это возможность коммуникации. И все. При этом, я с вами согласен, что для тех, кто хочет знать язык на высоком уровне и быть по-настоящему образованным человеком, конечно, необходимы знания культуры и истории страны изучаемого языка.

– Как Вы относитесь к созданию билингвальных школ? Такой опыт существует в Европе, и у нас есть две прекрасные билингвальные школы: в Санкт-Петербурге и в Воронеже. Сейчас рассматривается возможность создания такой школы в Москве.

– На старшем этапе билингвальная школа возможна. Эта школа для тех, кто интеллектуально готов к повышенному уровню требований. Но эта школа очень дорогая. Она может существовать как факт, но не как тенденция.

– Вы заговорили о формировании интеллектуальных компетенций учащихся. Наша школа всегда этим славилась. В ЕГЭ они практически не проверяются, следовательно, постепенно исчезают из содержания образования. Очень жаль.

– Вы поднимаете вопрос о содержании экзаменационного материала. Я согласен. Давайте расширять культурологический аспект ЕГЭ!

TopList