Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Французский язык»Содержание №4/2008

Mon amie la langue française

Елена ОГУРЦОВА

Портфолио по французскому языку в начальной школе (из опыта работы)

Обновление общеобразовательной школы, переход на новую структуру и содержание общего среднего образования, вхождение в европейское образовательное пространство ставят школу перед необходимостью достижения нового качества образования в обучении иностранным языкам. Изменения в государственной политике, расширение международного сотрудничества повлекли за собой изменения в языковой политике.

img1

Для достижения нового качества обучения иностранному языку необходим личностно ориентированный образовательный процесс обучения, который развивает индивидуальные способности каждого и формирует уже на начальном этапе навыки самообразования и самоконтроля.

Мы попытались решить эту проблему в начальной школе через применение лингвистического портфолио.

Портфолио по французскому языку в начальной школе дает возможность осуществить диагностирование знаний учащихся и преследует следующие конкретные цели:

  1. четко определить и сформулировать перечень знаний и умений учащихся на начальном этапе обучения французскому языку,
  2. проанализировать при помощи инновационных форм диагностики уровень языковой компетентности учащихся,
  3. научить учащихся самостоятельно и объективно оценивать свои знания,
  4. научить учащихся объективно оценивать имеющиеся пробелы, с целью их последующей ликвидации,
  5. наладить тесное взаимодействие с родителями через систематический контроль портфолио учащегося,
  6. обеспечить преемственность в обучении (что чрезвычайно важно при переходе из начальной школы в среднюю),
  7. способствовать получению учащимися «конвертируемых» знаний, соответствующих уровню европейских требований по французскому языку.
img2

Обучение французскому языку в нашей прогимназии начинается с 1 класса. Этот начальный курс называется «Занимательный французский», т.е. два раза в неделю группа учащихся осваивает фонетические и лексико-грамматические основы французского языка через лингвистические игры, лото, игры с картинками, мини-диалоги, речевки, считалки, стихи и песни (устный вводный курс). Первый год обучения является пропедевтическим курсом, подготовительным для последующего обучения четырем видам речевой деятельности.

Занятия проходят без учебника, имитационным методом, с опорой на зрительную и двигательную наглядность, а также на паралингвистические средства (жесты, мимика, ритм, интонация, эмоциональная поддержка).

Начальный этап обучения чтению предполагается лишь в четвертой четверти (после изучения французского алфавита).

img3

Проблема создания лингвистического портфолио вызвана необходимостью стандартизировать объем получаемых знаний, умений и навыков по французскому языку, при отсутствии единой сетки часов и единого учебника в школах различного типа.

Следует также напомнить, что учащиеся 1 класса не получают оценок, и контроль знаний осуществляется только игровым методом или же методом самоконтроля, когда учащийся самостоятельно оценивает свои знания, используя имеющийся у него портфолио.

Предлагаем приблизительный образец портфолио по французскому языку для учащихся 1 класса (I полугодие). Портфолио заполняется учащимися под руководством учителя. За первое полугодие дано приблизительно 30 часов французского языка.

Предлагаемый вариант является итогом работы в первом полугодии. Предполагается его дальнейшее дополнение и апробация.

Портфолио по французскому языку для учащихся 1 класса
(I полугодие)

 

немного

хорошо

отлично

Я умею представляться (Je m’appelle…)

 

 

 

Я умею приветствовать своих товарищей и своего учителя
(Bonjour ! Salut ! Ça va ?)

 

 

 

Я умею прощаться (Au revoir ! À bientôt !)

 

 

 

Я умею задать вопрос, чтобы узнать имя товарища (Comment tu t’appelles ?)

 

 

 

Я умею считать до 10

 

 

 

Я умею задать вопрос о возрасте (Quel âge as-tu ?)

 

 

 

Я умею назвать свой возраст (J’ai … ans)

 

 

 

Я умею назвать школьные принадлежности и сказать, куда я их кладу
(Je mets dans mon cartable, dans ma trousse un cahier, un livre, un stylo, un crayon, une gomme, une règle un feutre)

 

 

 

Я могу ответить на вопрос: «что это?» и «кто это?» (Qu’est-ce que c’est ? C’est ...) (Qui est-ce ? C’est...)

 

 

 

Я могу сказать, кому принадлежит предмет (À qui est la gomme/le cartable ? La gomme/le cartable est à moi ; c’est la gomme/le cartable de...)

 

 

 

Я могу назвать несколько овощей и фруктов (une pomme, une poire, une orange, une mandarine, une prune, une cerise, un abricot, un ananas, un melon, une tomate, une pomme de terre, une carotte)

 

 

 

Я умею называть цвета фруктов, овощей и карандашей и могу согласовать род прилагательных (rouge, jaune, noir, blanc, gris, vert, orange, bleu, violet, brun, marron, beige.)

 

 

 

Я знаю названия некоторых животных (une poule, un coq, une vache, un mouton, un cochon, une chèvre, un lapin, un éléphant, un loup, une souris, un chat, un chien, un cheval, un tigre, un lion, un singe)

 

 

 

Я знаю названия некоторых игрушек, и умею ответить на вопрос, что я делаю (С’est une poupée, je joue à la poupée / un soldat, une auto)

 

 

 

Я умею петь песни и рассказывать стихи по-французски (смотри приложение).

 

 

 

Я умею описать погоду (il pleut, il neige, il fait froid, il fait chaud, il fait beau, il fait mauvais)

 

 

 

Я умею называть все буквы алфавита

 

 

 

Я умею читать и писать некоторые буквы алфавита (Aa-Gg)

 

 

 

Я знаю названия некоторых столовых приборов (une tasse, un verre, une assiette)

 

 

 

Я знаю названия любимых напитков и могу сказать, что люблю (j’aime le thé, le café au lait, le lait, le chocolat, le jus, la compote, le Coca, le soda, l’eau minerale)

 

 

 

Я умею считать до 20 и отвечать на вопрос: «сколько?» (Сombien de crayons, bonbons, pommes as-tu  ? J’ai...)

 

 

 

Я умею выразить согласие/несогласие и поблагодарить (mais oui, mais non, merci, s’il vous plaît)

 

 

 

Я понимаю команды учителя (levez-vous, asseyez-vous, ouvrez, fermez, chantez, dessinez, colorez)

 

 

 

Стихи и песенки, которые учащиеся разучивают на уроке

img4

– Un, deux, trois... Chantez avec moi !

– Un, deux, trois, un, deux, trois.

– Quatre, cinq, six... Eh oui, c’est facile !

– Quatre, cinq, six, quatre, cinq, six.

– Sept, huit, neuf... Allez, tous en chњur!

– Sept, huit, neuf, sept, huit, neuf.

– Et puis dix... C’est déjà fini !

– Un, deux, trois, quatre, cinq, six, sept, huit, neuf et puis dix !

 

Grenadine : Bonjour, les enfants, je vais à l’école !

img5Dans mon cartable, je mets... une trousse et deux hiboux !

Enfants : Oh, non, Grenadine !

Grenadine : Dans mon cartable, je mets... trois crayons, quatre araignées !

Enfants : Oh, non, Grenadine !

Grenadine : Dans mon cartable, je mets... cinq stylos et six corbeaux !

Enfants : Oh, non, non, non, Grenadine !

Grenadine : Dans mon cartable, je mets... sept crayons et huit crapauds !

Enfants : Oh, non, Grenadine !

Grenadine : Dans mon cartable, je mets:., neuf cahiers et dix souris !

Enfants : Oh, non, Grenadine !

Grenadine : Dans mon cartable, je mets... des bonbons, des bonbons !

img6Enfants : Oh, oui, oui, oui, des bonbons !

A, b, c, d, allez, lance le dé !

E, f, g, h, tu joues à cache-cache ?

I, j, k, 1, comment tu t’appelles ?

M, n, o, p, tu dois découper...

Q, r, s, t, et aussi chanter !

U, v, w, tu vas y arriver !

X, y, z, allez viens : je t’aide !

A, b, c, d, e, f, g, h, i, j, k, 1, m, n, o, p, q, r, s, t, u, v, w, x, y, z !

Grenadine : Ouhi lа, lа ! Que c’est triste tout ça! Abracadabra ! Abracadabra ! Le soleil est gris comme l’éléphant !

Enfants : Oh ! Le soleil est gris, tout gris !

Grenadine : Abracadabra ! L’éléphant est blanc comme un nuage !

Enfants : Oh ! L’éléphant est blanc, tout blanc !

img7

Grenadine : Abracadabra ! Le nuage est noir comme un corbeau !

Enfants : Oh ! Le nuage est noir, tout noir !

Grenadine : Abracadabra ! Le corbeau est jaune comme un soleil !

Enfants : Oh ! Le corbeau est jaune, tout jaune.

Grenadine : Et ma souris est verte, toute verte, et c’est trиs bien comme ça !

Dix, onze, douze, treize, quatorze, quinze, seize, dix-sept, dix-huit, dix-neuf, vingt, vingt et un ! Un, deux, abra... quatre, cinq, abracada... sept, huit, abracadabra! dix, onze, abra... treize, quatorze, abracada... seize, dix-sept, abracadabra ! dix-neuf, vingt, abracadabra !

Grenadine : J’aime jouer... Jouer des tours de magie ! J’aime chanter... Chanter sous la pluie ! J’aime lire... lire toute la nuit! Viens dans mon pays ! (bis)

(Тексты песен взяты из пособия
Grenadine, Méthode de français pour les enfants.
Hachette Livre 2003)

TopList