Univers du français
Галина РАЗУМИХИНА
Особые дети
… Открываю дверь в группу детского сада. Навстречу мне бросается белоголовый малыш. Он обнимает меня за колени и шепчет: «Я Вас люблю». Это Ванечка. Долговязый семиклассник смотрит на меня сверху вниз и вдруг растерянно бросает: «Что-то Вы какая-то маленькая стали, Галина Павловна!» Это тот самый Ванечка. Статный юноша – 1.96 – вырисовывается на пороге моего кабинета. Это все тот же Ванечка. Сегодня он выпускник, один из авторов этого номера.
Выпуск 2008 стоит особняком в моей педагогической биографии. Со многими детьми я знакома с детского сада. В начале 90-х в Москве шла разработка программы раннего обучения иностранным языкам, выстраивалась система преемственности между детским садом и школой. Наше образовательное учреждение принимало участие в этом эксперименте. Так мы и познакомились за несколько лет до того, как они пришли в первый класс, а потом уже не расставались до выпуска.
Их «особость» ощущалась мною всегда. С ними я без метеопрогноза знала дни магнитных бурь: в это время все накопленные знания вдруг проваливались в какую-то «черную дыру». И казалось, что ни я, ни коллега из параллельной группы их вовсе никогда ничему не учили. А на следующий день знания чудесным образом «всплывали». Удивительно ранимые и обидчивые, сколько раз они задавали мне непростые педагогические задачи! Приходилось постоянно бороться за их веру в то, что у них все получится.
Как-то, пробуя понять, отчего они такие, у меня мелькнула странная мысль, что причина, быть может, в том, в какой момент они появились на свет. Слом эпох, катаклизм за катаклизмом. И хотя все самые бурные события новейшей российской эпохи пришлись на период, когда, казалось бы, они ничего толком еще не осознавали, могли ли эти события не отразиться на них?
Что за поколение выходит из школы в жизнь в этом году? Что для них потеряно, а что приобретено уже только потому, что они росли и взрослели в совершенно иной стране? Все у них с первых дней жизни было другим: другой социальный уклад, другая история, другие кумиры и герои, другая система нравственных ценностей, а нередко, и другая мораль. Но вместе с тем, у них появились и иные возможности, иными стали их амбиции.
Мне казалось важным соединить в их сознании нить времен, так родилась идея общего проекта, который мы назвали: «Россия глазами молодых».
Совместная творческая работа с выпускниками – это особого рода испытание. Проекты, готовившиеся к экзамену по французскому языку, стали чем-то гораздо большим, чем упражнение в умении излагать свои мысли средствами иностранного языка. Вопросы, обращенные к свидетелям событий, часто оставались без ответа: родители учеников прямо говорили, что не хотят вспоминать этот тяжелый период. Приходилось сопоставлять и осмысливать документы, обобщать точки зрения одноклассников и обсуждать, обсуждать, обсуждать. Мы философствовали на самые разные темы: градостроительная политика и роль личности в истории, герои вчерашние и нынешние, качество телевизионных программ и планы создания будущей семьи… Объем газеты не позволяет отразить итоги всех наших дискуссий. Мы выбрали самые, на наш взгляд, интересные, в надежде, что они окажутся любопытными и полезными в работе читателям нашей газеты.