Courrier des lecteurs
Светлана ЭСАУЛОВА
Хроника конкурса «Учитель года города Кирова 2008»
Апрель 2007 – семинар в Ижевске. 120 учителей французского языка из Поволжья и Урала. Преподаватели из университетов Швейцарии и Франции. Слова атташе: «Мы бы хотели, чтобы учителей французского было больше».
Решено: буду участвовать в конкурсе «Учитель года». Цель – изменить мнение общественности в отношении иностранных языков. Конкурс и подготовку к нему рассматриваю как трибуну для продвижения идеи необходимости изучения не только английского, но и других иностранных языков.
Июнь – первая сессия. Каждый делился своим опытом работы. Рассказала о переписке, показала фотографии, письма, сувениры. Увидела реакцию других. Воодушевилась.
Октябрь – вторая сессия. Дали задание: за 30 минут приготовить публичное выступление на заданную тему. Снимали на камеру, потом все вместе обсуждали, над чем надо поработать каждому.
Ноябрь – пропал голос. Подумала, что безголосая я не то что на конкурсе, но даже в школе не нужна. Администрации твердо сказала: «Сама захотела участвовать, сама и расхотела».
Середина декабря. Голос прорезался. Настроение сменилось. Последний срок подачи заявки на участие в конкурсе. Эх, была не была!
Зимние каникулы. Праздники прошли быстро мимо меня. Выполняла первую версию собственной визитки, презентацию опыта, писала эссе.
11-24 января. Работа в 2 смены: дневную и ночную. Уроки в первую (36 часов в неделю), подготовка к конкурсу во вторую – с 18.00 до 1 ночи.
24 января. Рубикон. Если завтра не сдам все, что нужно, не буду участвовать в конкурсе. Что нужно? Конспект урока, внеклассного мероприятия, большая анкета, система работы, фотографии, характеристика от школы, эссе Моя педагогическая концепция. Велик соблазн ничего не сдавать и спать спокойно. Ночь пролетела быстро, позволила себе 2 часа сна утром перед школой.
25 января. Папка с надписью «Эсаулова С.И. 47-ая школа» в оргкомитете конкурса. Надеялась, что проверят и скажут: «Материалы не прошли экспертизу, вы свободны, как в поле ветер». Последняя надежда растаяла. Оказывается, автоматически со сдачей материалов я – участник конкурса.
2 недели до конкурса. Что я делала до этого? Какого дурака валяла? Схватилась за голову. Надо выступать, а у меня не готово ни-че-го. Окунулась в источники: научные труды, статьи, учебники по методике, интернет. Дорога на кухню забыта. Сын, который говорил, что никогда не будет готовить, что это удел женщин, научился готовить вполне съедобную пищу. Муж потихоньку начинает ненавидеть и меня, и конкурс… Большая комната нашей двухкомнатной квартиры превращена в склад всевозможной литературы.
Сделала, смогла, справилась. Самой понравилось. Для меня это важнее, чем понравиться другим. Главное, что я знаю, что получилось именно то, что хотела.
1 февраля. Ольга Владимировна придумала для меня визитку. Гвоздь визитки – мой трехлетний внук, который должен говорить что-то про меня. Слава богу, хоть о визитке не думать! Берём камеру, привозим внука. Он ни в какую не хочет сниматься.
7 февраля. 3 дня до начала конкурса. Дочка Катюша, модельер-дизайнер, парикмахер и косметолог в одном лице, выбрала костюм, туфли. Нас предупредили, что на конкурсе мы должны выглядеть на 100 %. Половина моей зарплаты за месяц ушло на одежду и обувь к конкурсу. Не участвуй я в конкурсе, не было бы повода приобрести всю эту красоту.
9 февраля – 3 раза повторила идеи своей лекции: для завуча, для директора и для методиста городского центра. Все трое сказали, что я их убедила.
10 февраля – день накануне конкурса. Оттачиваю по минутам лекцию. Надо уложиться в 10 минут. Вечером первый раз за много лет пошли просто погулять, полюбовались на искрящийся снег. Я была совершенно спокойна, я чувствовала себя готовой к участию в конкурсе.
11 февраля, понедельник – открытие конкурса «Учитель года». Статус конкурса – городской, первый этап окружного. В апреле – областной. Первые 3 места награждаются премиями: 30, 25, 20 тыс. рублей. 14 участников: 11 учителей и 3 педагога дополнительного образования.
Вытягиваю первый номер для выступления.
12 февраля – готовлюсь к презентации опыта и к открытому уроку.
13 февраля – презентация опыта «Формирование устойчивой мотивации к изучению французского языка через педагогическую поддержку». 20 минут, ради которых я решила пойти на конкурс полгода назад.
14 февраля – последний из открытых уроков – мой. 9 «а» школы № 52. Группа – 8 человек, изучают французский язык 1,5 года в качестве второго иностранного. Спасибо, ребята! Я думаю, и мне и вам эти 30 минут урока запомнятся надолго. В ходе урока и после него использовано 4 презентации, фрагмент компьютерной обучающей игры. В моем распоряжении был ноутбук, современная доска с проектором, музыкальный центр. Очень довольна тем, что не запуталась в многочисленных технических средствах. Мой конкурсный урок – моя мечта. Нам приходится только ждать, когда у нас в школе появятся проекторы, ноутбуки и интерактивные доски.
15 февраля – последний день конкурса – мастер-класс. Ученики – мы сами, конкурсанты. Учились английскому, французскому, вышивали салфетки, участвовали в создании социального проекта, готовили танцевальные номера и театрализованные представления. И все это за 20 минут мастер-класса. Мне опять достается первый номер для выступления.
И вот суббота 16 февраля. В актовом зале школы № 52 представители школ, администрация, телевидение. Не скрываю, надеялась на победу. Вспомнила слова, прочитанные накануне закрытия: «Чудеса иногда случаются, но для того чтобы они происходили, надо много потрудиться». Трудилась много, но чуда не произошло.
Были, по моему мнению, чисто организационные причины поражения. Например, нам на курсах дали установку, что представлять мы должны себя сами, без помощи детей и коллег. У победителей же были самые шумные визитки с привлечением творческих сил школ. Выступать первой и хорошо, и плохо. На моих выступлениях учились другие.
По знаку зодиака я – Овен, по китайскому календарю – Дракон, к тому же Огненный. Мне не свойственно унывать по поводу поражений. Да и разве можно рассматривать поражением тот факт, что члены жюри, все как один захотели изучать французский язык? Они предложили мне создать группу по изучению французского языка. Слова начальника управления Кировского образовательного округа Григория Павловича Ивачева также расцениваю как доказательство того, что представила школу на должном уровне. Вручая диплом участника, он сказал, что я сражалась достойно. Были произнесены добрые слова в мой адрес по поводу эссе, открытого урока, лекции.
Горечь поражения проходит. Остаются воспоминания, хорошие воспоминания. Это действительно был праздник, где мы почувствовали себя, пусть на неделю, королевами. Ах да, забыла о подарках. Они же атрибут каждого праздника. Получать их, конечно же, приятно. Миксер, лицензионный антивирус Касперского, чайник, сертификат на 3000 рублей на продукцию магазина Этуаль, большая иллюстрированная энциклопедия по географии и 3 огромных букета цветов. А мой подарок себе самой? Папка с заглавием «Учитель года 2008», где собраны все мои труды.
Конкурс оказался мерилом того, как ко мне относятся люди, меня окружающие. Спасибо вам всем, уважаемые завучи, коллеги. Вспоминаю последние недели перед конкурсом: одна завуч перечитывает очередной мой вариант опыта работы (их было три), вторая корректирует стиль эссе, третья ищет в Интернете статьи с названием «Коммуникативная компетенция», четвертая подбирает статьи по мотивации. Завуч по воспитательной работе будит среди ночи со словами: «Придумала, это как раз то, что нужно для визитки!», учитель русского языка монтирует со специалистами для меня видеоролик, пишет текст, стихи. А наши работники ТСО! Да я без них, просто не смогла бы показать все свои презентации во время конкурса.
Перед началом конкурса каждому участнику подарили холщовые мешочки с массой полезных вещей: там был орех как символ мудрости, зеркальце, как символ красоты, сухарик, чтобы не забывали покушать, колокольчик, чтобы укладывались в заданное время на конкурсе и крылатые слова. Мне достались слова Монтеня: «Самое большое счастье на земле – умение владеть собой». Может они помогли мне? А может то, что представляла я не себя, и даже не школу, а французский язык.