Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Французский язык»Содержание №21/2008

Mon amie la langue française

Людмила МАКСИМОВА

Новые УМК по французскому языку

img1

Jacques Pêcheur, auteur des méthodes de français

Одним из способов повысить мотивацию к изучению французского языка является реализация действенного подхода к изучению предмета.

Очевидно, что перечень естественных ситуаций общения в классе для изучающих иностранный язык ограничен и не охватывает всех тех проблем, с которыми учащиеся могут столкнуться в стране изучаемого языка ( например, как забронировать комнату в отеле, купить билет на самолет / поезд, узнать дорогу, заказать еду в ресторане, заполнить анкету для получения визы, уточнить расписание занятий, и т. п.). Педагогу необходим современный учебник, основанный на активной роли ученика в учебном процессе. Мы вам предлагаем новый УМК Echo (2008 г.) издательства CLE International (авторы J. Girardet и J. Pêcheur, создатели УМК Le Nouveau Sans Frontières, Panorama, Campus).

Являясь, по замыслу авторов, эхом документов Совета Европы, УМК Echo заимствует в них некоторые идеи и термины, такие, как, например, «tâche»: «Est définie comme tâche toute visée actionnelle que l’acteur se représente comme devant parvenir à un résultat donné en fonction d’un problème à résoudre». Перечисленные выше ситуации общения – это «tâche», т. к. для иностранца они являются проблемой. Курс французского языка с УМК Echo представляет собой последовательность таких задач различного характера.

Ситуации, которые рассматриваются авторами в УМК Echo, соотнесены с интересами данной возрастной группы (15-18 лет). Они направлены на решение проблем, которые возникают перед студентами, приезжающими во франкофонную страну. Это прежде всего повседневные бытовые вопросы: открыть счет в банке, купить одежду, пообщаться с соседом, назначить встречу, записаться в клуб…

Изучение иностранного языка невозможно без огромной самостоятельной работы учащихся. Echo предлагает различные инструменты для развития самостоятельности учащегося:

А. Рабочая тетрадь, которая позволяет:

В. Материалы для самопроверки.

С. Страницы Ressources используются по мере необходимости как справочник.

D. Справочные материалы:

Организация учебника

img2

УМК Echo представляет собой последовательность глав, каждая из которых имеет целью адаптацию ученика к определенной жизненной ситуации.

Например, глава 1 Apprenons ensemble готовит к ситуации обучения в классе.

Глава 2 Survivre en français готовит учащегося к короткому визиту в одну из франкоязычных стран.

В главе 3 Établir des contacts речь идет о контактах по Интернету, по телефону и tête-à-tête.

Глава 4 S’adapter à de nouvelles réalités подготовит студента к жизни и учебе.

Каждый раздел является законченным этапом в обучении по определенной теме. Более того, длительность 30-40 часов (время изучения одного раздела) – это тот период, когда необходимо, с точки зрения психологии, обновлять содержание обучения, мотивацию учащихся.

Итак, авторы УМК Echo считают учащихся активными действующими лицами процесса обучения. Знакомство с французским обществом происходит во всех документах учебника. Таким образом, охватываются различные аспекты культурной жизни:

Методика работы

Вот несколько правил построения урока:

  1. Вводить новые слова маленькими порциями. Однако следует отметить, что способность к запоминанию зависит от уровня похожести французского и родного языков.
  2. Постоянно употреблять выученную лексику.
  3. Объяснять слова и грамматические формы, используя контекст, уже известные слова, рисунки, мимику, жесты, общие знания студентов.
  4. С самого начала установить правило говорить только по-французски.

Ход урока

img3

Каждый урок начинается разворотом страниц Interactions, где студентам предлагается один или несколько документов, в том числе аудио, в которых вводится лингвистический материал урока. В зависимости от типа документа, интерактивная работа ведется различными способами.

А. Документ типа «вопрос-ответ», например, тест, форум в Интернете, социальный опрос. С помощью преподавателя, который объясняет трудные слова, учащиеся заполняют тест, сравнивают результаты и обмениваются мнениями.

В. Документ, в котором нужно сделать выбор. Учащиеся обсуждают варианты и принимают решение.

С. Документ, который определяет выбор позиции, например, обзор прессы, рубрика «Письма читателей», форум в Интернете. Учитель делит класс на группы. Каждая группа готовит сообщение для класса о содержании документа и свое мнение о документе. Решение принимается всем классом.

D. Документ побуждает реализовать проект.

Советы для успешной работы:

Следующий разворот страниц Ressources посвящен грамматике и лексике и состоит из двух-трех автономных главок. Каждая из них представлена следующим образом:

Последняя рубрика Àl’écoute de la grammaire позволяет работать над особенностями устных форм грамматических явлений.

На страницах Simulations студенты имеют возможность прожить те ситуации, в которых они могут в будущем оказаться во Франции. Эти ситуации реализованы в диалогах.

Страницы Écrits и Civilisation организованы следующим образом: учащимся предлагается один или несколько текстов различного типа для чтения (личные письма, открытки, пригласительные билеты, отрывки из туристических буклетов, газет и журналов и т. п.). Большинство текстов аутентичны. Работа над пониманием текста может носить различный характер:

img4

В УМК Echo 1 отдается предпочтение видам письменных работ, отражающих контакты между учащимися и французскими студентами (личные письма, открытки, e-mail, SMS). Вместе с этим, предлагаются и другие виды письменных работ, такие, как стенная газета, проекты…

Страницы Évasion имеют целью побудить учащихся находить информацию, слушать и читать по-французски самостоятельно, использовать газеты и журналы на французском языке, сайты в Интернете, контакты с Альянс Франсэз в больших городах.

УМК Echo cоответствует целям, содержанию и методическим принципам документов Совета Европы. Уровни учебника 1, 2, 3, 4 соответствуют А1, А2, В1, В2.

Портфолио, входящий в книгу для учащегося, состоит из трех частей:

  1. Языковая биография студента. Это вопросник, в котором учащийся отмечает свои контакты с французским языком вне класса (путешествия, спектакли, встречи и т. д.). Учитель может использовать на уроках этот опыт ученика.
  2. Компетенции. В конце каждой главы отмечает достижение компетенций.
  3. Серия тестов типа : «Avez-vous atteint le niveau A1 (А2, …)? »

УМК Echo опирается на естественные ситуации общения, возникающие в кругу студентов. Авторы стремились также уравновесить необходимый при изучении иностранного языка уровень трудностей с потребностью учащихся приобрести навыки общения с носителями языка и интегрироваться в их культурную среду.

TopList