Mon amie la langue française
Людмила МАКСИМОВА
Новые УМК по французскому языку
Jacques Pêcheur, auteur des méthodes de français
Одним из способов повысить мотивацию к изучению французского языка является реализация действенного подхода к изучению предмета.
Очевидно, что перечень естественных ситуаций общения в классе для изучающих иностранный язык ограничен и не охватывает всех тех проблем, с которыми учащиеся могут столкнуться в стране изучаемого языка ( например, как забронировать комнату в отеле, купить билет на самолет / поезд, узнать дорогу, заказать еду в ресторане, заполнить анкету для получения визы, уточнить расписание занятий, и т. п.). Педагогу необходим современный учебник, основанный на активной роли ученика в учебном процессе. Мы вам предлагаем новый УМК Echo (2008 г.) издательства CLE International (авторы J. Girardet и J. Pêcheur, создатели УМК Le Nouveau Sans Frontières, Panorama, Campus).
Являясь, по замыслу авторов, эхом документов Совета Европы, УМК Echo заимствует в них некоторые идеи и термины, такие, как, например, «tâche»: «Est définie comme tâche toute visée actionnelle que l’acteur se représente comme devant parvenir à un résultat donné en fonction d’un problème à résoudre». Перечисленные выше ситуации общения – это «tâche», т. к. для иностранца они являются проблемой. Курс французского языка с УМК Echo представляет собой последовательность таких задач различного характера.
Ситуации, которые рассматриваются авторами в УМК Echo, соотнесены с интересами данной возрастной группы (15-18 лет). Они направлены на решение проблем, которые возникают перед студентами, приезжающими во франкофонную страну. Это прежде всего повседневные бытовые вопросы: открыть счет в банке, купить одежду, пообщаться с соседом, назначить встречу, записаться в клуб…
Изучение иностранного языка невозможно без огромной самостоятельной работы учащихся. Echo предлагает различные инструменты для развития самостоятельности учащегося:
А. Рабочая тетрадь, которая позволяет:
- найти новые слова и написать их перевод;
- убедиться, что работа в классе была успешной;
- выполнить упражнения на запоминание и систематизацию материала;
- потренироваться в произношении, в понимании устных документов.
В. Материалы для самопроверки.
- В конце каждого раздела на четырех страницах имеется тест, который предназначен для самоконтроля.
- Портфолио в книге для учащегося является паспортом студента. В нем фиксируются детали языковой биографии ученика, его достижений в области изучения иностранного языка.
- Учитель получает также сборник тестов (fichier d’évaluation), страницы которого предназначены для ксерокопирования. С помощью этого пособия можно тестировать учащихся в конце каждого урока и каждого изученного раздела. Тесты состоят из пяти разделов: аудирование, говорение, чтение, письмо, лексика / грамматика.
С. Страницы Ressources используются по мере необходимости как справочник.
D. Справочные материалы:
- грамматические таблицы внутри каждого урока;
- справочные материалы в конце книги для учащегося;
- список новых слов в рабочей тетради.
Организация учебника
УМК Echo представляет собой последовательность глав, каждая из которых имеет целью адаптацию ученика к определенной жизненной ситуации.
Например, глава 1 Apprenons ensemble готовит к ситуации обучения в классе.
Глава 2 Survivre en français готовит учащегося к короткому визиту в одну из франкоязычных стран.
В главе 3 Établir des contacts речь идет о контактах по Интернету, по телефону и tête-à-tête.
Глава 4 S’adapter à de nouvelles réalités подготовит студента к жизни и учебе.
Каждый раздел является законченным этапом в обучении по определенной теме. Более того, длительность 30-40 часов (время изучения одного раздела) – это тот период, когда необходимо, с точки зрения психологии, обновлять содержание обучения, мотивацию учащихся.
Итак, авторы УМК Echo считают учащихся активными действующими лицами процесса обучения. Знакомство с французским обществом происходит во всех документах учебника. Таким образом, охватываются различные аспекты культурной жизни:
- география, города, регионы, персонажи;
- проблемы современного французского общества;
- социальное поведение, быт, привычки французов;
- система образования, административная и политическая системы, здравоохранение;
- актуальная политика, экономика, культура.
Методика работы
Вот несколько правил построения урока:
- Вводить новые слова маленькими порциями. Однако следует отметить, что способность к запоминанию зависит от уровня похожести французского и родного языков.
- Постоянно употреблять выученную лексику.
- Объяснять слова и грамматические формы, используя контекст, уже известные слова, рисунки, мимику, жесты, общие знания студентов.
- С самого начала установить правило говорить только по-французски.
Ход урока
Каждый урок начинается разворотом страниц Interactions, где студентам предлагается один или несколько документов, в том числе аудио, в которых вводится лингвистический материал урока. В зависимости от типа документа, интерактивная работа ведется различными способами.
А. Документ типа «вопрос-ответ», например, тест, форум в Интернете, социальный опрос. С помощью преподавателя, который объясняет трудные слова, учащиеся заполняют тест, сравнивают результаты и обмениваются мнениями.
В. Документ, в котором нужно сделать выбор. Учащиеся обсуждают варианты и принимают решение.
С. Документ, который определяет выбор позиции, например, обзор прессы, рубрика «Письма читателей», форум в Интернете. Учитель делит класс на группы. Каждая группа готовит сообщение для класса о содержании документа и свое мнение о документе. Решение принимается всем классом.
D. Документ побуждает реализовать проект.
Советы для успешной работы:
- Необходимо чередовать фронтальную работу с короткими высказываниями учащихся.
- Педагог руководит группой во время изучения документа.
- Важно, чтобы перед тем, как выступить перед классом, учащиеся продумали свое выступление и / или сделали заметки.
- Задания типа проектов должны быть хорошо подготовлены.
Следующий разворот страниц Ressources посвящен грамматике и лексике и состоит из двух-трех автономных главок. Каждая из них представлена следующим образом:
- Юмористический рисунок, который сопровождается заданием на ознакомление с явлением (заполнить таблицу, вставить слово и т. д.).
- Дидактическое правило. Учащиеся выводят самостоятельно под руководством педагога.
- Упражнения на систематизацию. В разных группах эти задания выполняются фронтально или индивидуально.
Последняя рубрика Àl’écoute de la grammaire позволяет работать над особенностями устных форм грамматических явлений.
На страницах Simulations студенты имеют возможность прожить те ситуации, в которых они могут в будущем оказаться во Франции. Эти ситуации реализованы в диалогах.
Страницы Écrits и Civilisation организованы следующим образом: учащимся предлагается один или несколько текстов различного типа для чтения (личные письма, открытки, пригласительные билеты, отрывки из туристических буклетов, газет и журналов и т. п.). Большинство текстов аутентичны. Работа над пониманием текста может носить различный характер:
- ответить на общие вопросы (кто автор текста? Кому предназначен текст? и т. д.);
- понять смысл нового слова в соответствии с контекстом;
- поисковое чтение.
В УМК Echo 1 отдается предпочтение видам письменных работ, отражающих контакты между учащимися и французскими студентами (личные письма, открытки, e-mail, SMS). Вместе с этим, предлагаются и другие виды письменных работ, такие, как стенная газета, проекты…
Страницы Évasion имеют целью побудить учащихся находить информацию, слушать и читать по-французски самостоятельно, использовать газеты и журналы на французском языке, сайты в Интернете, контакты с Альянс Франсэз в больших городах.
УМК Echo cоответствует целям, содержанию и методическим принципам документов Совета Европы. Уровни учебника 1, 2, 3, 4 соответствуют А1, А2, В1, В2.
Портфолио, входящий в книгу для учащегося, состоит из трех частей:
- Языковая биография студента. Это вопросник, в котором учащийся отмечает свои контакты с французским языком вне класса (путешествия, спектакли, встречи и т. д.). Учитель может использовать на уроках этот опыт ученика.
- Компетенции. В конце каждой главы отмечает достижение компетенций.
- Серия тестов типа : «Avez-vous atteint le niveau A1 (А2, …)? »
УМК Echo опирается на естественные ситуации общения, возникающие в кругу студентов. Авторы стремились также уравновесить необходимый при изучении иностранного языка уровень трудностей с потребностью учащихся приобрести навыки общения с носителями языка и интегрироваться в их культурную среду.