Mon amie la langue française
Татьяна ФОМЕНКО
Технология выполнения заданий по письму и говорению в ЕГЭ по французскому языку
(Suite. Voir N°1/2009)
Переходя к анализу задания С2 (письменное высказывание с элементами рассуждения), отметим, что многое сказанное выше, относится и к его выполнению. Однако это задание высокого уровня сложности и требует особых навыков и умений письменной речи.
Задание С2
La famille est souvent critiquée par les ados. Et avec elle, le rituel repas en famille. Mais « Le baromètre santé jeunes » du Comité français d’éducation pour la santé a publié le chiffre étonnant : 66 % d’ados se sentent écoutés par leurs parents au cours de ce moment privilégié de communication. Êtes-vous pour ou contre les traditions familiales ? Quels arguments « pour » et « contre » cette pratique pouvez-vous donner ?
Écrivez la réponse en 200-250 mots.
Suivez le plan :
- Introduction : poser le problème (les traditions familiales).
- Développement : exposer et défendre une opinion, argumenter (arguments « pour », arguments « contre »), donner des exemples.
P.ex. Arguments pour :
- Les traditions familiales sont favorables au climat convivial au sein de la famille.
- Le repas en famille est un moment privilégié de communication entre les parents et les enfants. Les parents comprennent mieux les enfants.
- Conclusion
Confirmation de sa position
Данный вид письменного текста так же, как письмо, имеет свои структурные особенности. В инструкции к заданию содержится план, который подсказывает композицию высказывания.
Письменное высказывание с элементами рассуждения должно иметь следующую структуру:
- Введение, в котором формулируется проблема.
- Основная часть, в которой необходимо выразить свое мнение по данной проблеме, аргументировать его, привести примеры из литературы или из личной жизни.
- Заключение, в котором необходимо сделать окончательные выводы, подтвердить свою позицию по данной проблеме.
При формулировании проблемы в начале высказывания нельзя просто повторять формулировку задания.
При написании письменного высказывания с элементами рассуждения важными являются умения найти веские аргументы, убедительно и логично их изложить, разделяя при этом текст на абзацы и используя необходимые средства логической связи (например, donc, en effet, pourtant, d’abord, de plus, d’une part … d’autre part.)
Выполняя письменные задания, необходимо уложиться в установленное время – 60 минут. Вы можете написать работу сначала на черновике. Оставьте время для того, чтобы переписать письменную работу в бланк ответов, перечитать ваши тексты и исправить ошибки.
Одной из особенностей ЕГЭ по иностранному языку является наличие в нем устной части. Устная часть экзамена «Говорение» включает два задания со свободно конструируемым ответом: задание С3 – монологическое тематическое высказывание и С4 – диалог с целью обмена оценочной информацией. При этом важной чертой обоих заданий является их коммуникативность.
Оба задания базируются на тематике общения, составляющей основу школьной программы. Это социально-бытовая сфера (общение в семье, межличностные отношения с друзьями и знакомыми); социально-культурная сфера (досуг молодежи; страны изучаемого языка; вклад России и стран изучаемого языка в развитие науки и культуры; учебно-трудовая сфера (современный мир профессий, рынок труда; возможности получения высшего образования в России и за рубежом; новые информационные технологии).
Устная часть экзамена начинается с «разминки», во время которой экзаменатор-собеседник задает несколько стандартных вопросов: любите ли вы ходить в школу, какие предметы предпочитаете и т. п. В целом общение экзаменатора-собеседника строго регламентировано.
В задании С3 на проверку умений монологического высказывания может ставиться, на первый взгляд, традиционная проблема. Например, проблема школьных экзаменов. Но опорные вопросы (план высказывания), которые получает экзаменуемый на карточке, выводят монолог за рамки привычной темы: считаете ли вы, что экзамены необходимы для воспитания личности, сколько экзаменов вы уже сдали, боитесь ли вы экзаменов, как победить стресс.
Карточка экзаменатора-собеседника содержит те же опорные вопросы и указание задать экзаменуемому те из них, которые не были освещены в монологе. Кроме того, экзаменуемому задаются еще 3 обязательных вопроса: Какие экзамены вы предпочитаете сдавать письменные или устные? Почему? Какие чувства вы испытываете в случае удачи или неудачи на экзамене?
Монологическое высказывание– это не заученная тема, а творческое задание на спонтанное речепроизводство, имеющее коммуникативную цель. При этом проверяются умение структурировать связное высказывание таким образом, чтобы оно включало сообщение предмета речи (введение), основную часть (описание, повествование или рассуждение), заключение или выводы. Связность, логичность, последовательность изложения также являются объектами контроля. Покажем на примере, на что следует обратить внимание при подготовке монологического высказывания.
Задание С3
(3-3,5 minutes)
Parlez de votre journée pendant la période des examens. Dites comment vous organisez votre journée. Décrivez-la. N’oubliez pas de dire
- comment vous passez votre matinée ;
- comment est organisé votre temps par rapport aux examens ;
- quelles sont vos activités en dehors des examens ;
- ce que vous faites le soir en rentrant chez vous.
Le professeur vous donnera la possibilité de terminer votre exposé. Après il vous posera quelques questions.
Для того чтобы выполнить задание:
1) внимательно прочитайте текст задания. В нем выделены вопросы, на которые вы должны дать ответы в вашем устном сообщении. Эти вопросы могут быть планом вашего высказывания.
2) подумайте, какие ключевые слова относятся к этой теме.
P. ex. se réveiller tôt, faire du sport, réviser tout le matériel le plus difficile, vaincre le stress des examens ;
3) подготовьте сообщение согласно плану. Ваше устное высказывание должно иметь следующую структуру :
• Introduction
P. ex. On va préciser les examens qu’on doit passer.
• Développement
P. ex. On va parler des avantages de la journée bien organisée.
• Conclusion
Prise de position, synthèse
P. ex. Mais à mon avis pour vaincre le stress des examens il faut travailler bien toute l’année.
4) подготовьте первую фразу вашего устного высказывания;
5) подумайте, какие вопросы вам может задать экзаменатор, чтобы лучше понять детали, получить дополнительную информацию.
Задание С4 – диалог с целью обмена оценочной информацией является заданием более высокого уровня сложности. Это моделированная ситуация, участники которой в результате обсуждения, обмена мнениями, рассмотрения аргументов «за» и «против» должны прийти к единому мнению и сделать некий выбор (как правило из 3 возможных). Для проверки диалогической речи отбираются такие ситуации общения, которые могут возникнуть в процессе реального взаимодействия учащихся с носителями изучаемого языка. Например, вы хотите пойти в кино со своим французским другом. Там демонстрируются комедия, детектив и мелодрама. Какой фильм вы бы выбрали для просмотра и почему. Задача экзаменатора-собеседника состоит в том, чтобы помочь экзаменуемому проявить свою речевую компетенцию, показать умения инициировать и поддержать беседу, выступать с предложениями, выдвигать аргументы, интересоваться мнением партнера, высказывать согласие или несогласие, приходить к соглашению.
При этом экзаменуемый должен проявить свои социокультурные умения, т.е. выбрать соответствующий стиль общения, соблюдать нормы вежливости, принятые в стране изучаемого языка. Особую роль играет в подобной моделированной ситуации компенсаторная компетенция, т.е. способность учащегося выразить непонимание и попросить разъяснения и в целом способность выходить из положения в условиях дефицита языковых средств в процессе иноязычного общения.
Для подготовки к выполнению подобного задания можно предложить следующие рекомендации.
Задание C4
Vous voulez aller au cinéma avec votre ami/amie. On projette au cinéma trois films, donc vous avez trois possibilités :
- un film d’aventure ;
- un mélodrame ;
- un film historique.
Un des examinateurs va jouer le rôle de votre ami/amie. Demandez-lui son opinion. C’est vous qui commencez la discussion. N’oubliez pas de discuter toutes les possibilités, soyez actif/ve et poli/e au cours de la discussion.
Для того чтобы выполнить задание правильно:
– прочитайте внимательно текст задания и вычлените проблему, которую вам предстоит обсуждать;
– продумайте начало вашей дискуссии – вступление, которое вводит вас в предлагаемую ситуацию. Ваше речевое поведение должно соответствовать данной ситуации и роли, которую вы играете.
P.ex. Le candidat : Bonjour, Michel. Tu n’a pas oublié qu’aujourd’hui nous allons au cinéma ? On projette au cinéma trois films : un film d’aventure, un mélodrame, un film historique. Il faut choisir un film à voir.
В ходе дискуссии вы должны:
– представить аргументы «за» или «против» каждого жанра кино, подтверждая их примерами.
P.ex. les arguments pour le film d’aventure : c’est très intéressant, l’action se déroule très vite, on ne s’ennuie pas.
P.ex. les arguments contre le film d’aventure :
Ce genre de films est fatiguant parce qu’on y court beaucoup et tire dans tous les sens.
– высказать вашу точку зрения на предлагаемый вариант фильма и аргументировать ее.
P.ex. Je suis pour un film historique , parce que je trouve que c’est très captivant, il y a beaucoup de scènes bien jouées. Les costumes sont très beaux, on apprend beaucoup de choses sur la vie des gens à l’époque présentée.
– кроме собственных аргументов, подумайте об основных вопросах и возражениях, которые могут возникнуть у вашего собеседника, и приготовьтесь дать на них ответ.
В результате дискуссии должно быть принято общее решение, даже ценой компромисса. Без такого решения задание не будет считаться полностью выполненным.
P.ex. Eh bien, nous allons voir un mélodrame.
При подготовке к выполнению заданий высокого уровня С4 (Диалог с целью обмена оценочной информацией) необходимо соблюдать ряд «правил»:
- логичное построение высказываний подразумевает стройную аргументацию, объясняющую вашу точку зрения, как в случае, когда вы предлагаете какой-либо из вариантов, так и когда вы реагируете на мнение собеседника;
- предлагать варианты к обсуждению;
- выслушать мнение партнера, выразить к нему свое отношение (cогласиться, удивиться, пожалеть о чем-то и т. д.) и привести аргументы или контраргументы, а не просто согласиться и ли возразить;
- не делать предварительного выбора в пользу одного из вариантов, т. к. во время беседы Вы должны реагировать на информацию собеседника;
- при подготовке к диалогу продумать, как в начале беседы объяснить собеседнику, о чем пойдет речь, какие аргументы можно привести в пользу предлагаемого Вами варианта решения в данной ситуации (выбора фильма), из каких аспектов может складываться тот или иной вариант, какой из этих аспектов может работать в его пользу, а какой против. Например, при выборе фильмов Вы можете рассмотреть их художественные достоинства, участие известных актеров, использование различных технических приемов и т.п.
Следует отметить, что, как правило, согласно заданию, экзаменуемый начинает диалог и должен несколькими фразами ввести собеседника в предложенную ситуацию. При этом важно выбрать стиль общения (он может быть более или менее официальным), который определяется самой ситуацией и ролью экзаменатора-собеседника. Если экзаменатор-собеседник выступает в роли друга, то уместен неофициальный стиль общения, а если, предположим, он играет роль взрослого родственника вашего друга, то нужно выбрать более официальный стиль общения.
При выполнении всех типов заданий по говорению оценивается умение учащихся использовать словарный запас и грамматические структуры в соответствии с поставленной задачей, т. е. умение правильно и быстро подбирать слова, правильно строить предложения, умение правильно произносить все звуки так, чтобы речь легко воспринималась на слух.
В данной статье мы предложили некоторые рекомендации по технологии выполнения заданий на проверку продуктивных умений письменной речи и говорения. Более подробную информацию о заданиях ЕГЭ по французскому языку 2008-2009 г.г. и технологии их выполнения можно найти в следующих книгах:
ЕГЭ 2008. Английский, немецкий, французский языки. Сборник экзаменационных заданий/Авт.-сост. М.В.ВЕРБИЦКАЯ, Н.М.ЕПИХИНА, В.В.МАТЮШЕНКО, Т.М.ФОМЕНКО. – М.: «Эксмо», 2008;
Единый государственный экзамен 2009. Французский язык, Универсальные материалы для подготовки учащихся/Авт-сост. ФОМЕНКО Т.М. – М.: «Интеллект-Центр», 2008.
Кроме того, в издательстве «Просвещение» в серии «Библиотека учителя» вышла книга Тесты как форма контроля: кн. для учителя/Т.М.ФОМЕНКО. – М.: «Просвещение», 2008. Книга познакомит учителей с особенностями разработки и использования тестов в обучении французскому языку, с контрольно-измерительными материалами ЕГЭ по французскому языку, технологией выполнения экзаменационных заданий и технологией их оценивания.