Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Французский язык»Содержание №5/2009

Mon amie la langue française

Татьяна БУРКИНА

Управляемый диалог

img1

Два года назад, в 2006-2007 учебном году, в экзаменационные билеты по иностранному языку для 9-х классов было включено третье задание – управляемый диалог. Каждое задание для диалога начинается словами: «Разыграйте с учителем следующую ситуацию…», а далее ученик должен позвонить на курсы, к примеру, поговорить с другом или с журналистом, и всегда собеседником ученика выступает учитель и к нему, к учителю, следуя заданию, нужно обращаться иногда на «ты». Ничего страшного. Дети очень быстро входит в роль, готовы к любой ситуации, но эти ситуации должны быть знакомыми им и хорошо подготовленными на уроках с учителем.

Возникает вопрос – эти диалоги надо заучивать для экзамена наизусть?

– Да, заучивать, но заучивать можно и свой диалог, составленный до экзамена, а не на экзамене, волнуясь, экспериментировать.

Заучивая наизусть примерные диалоги, подготовленные учителем или учеником до экзамена, учащийся выучивает разные варианты приветственных и прощальных слов, разнообразные выражения для поддержания беседы, выражающие согласие или отрицание, радость и удивление. Эти знания формируют умения вести неподготовленный диалог, именно неподготовленный, так как и на экзамене, и в жизни собеседник, в данной ситуации учитель, ведет свою роль в диалоге свободно, не глядя в составленные ранее записи, и ученик поддерживает разговор.

Рассмотрим в качестве примера один из билетов.

Билет №18

Разыграйте с учителем следующую ситуацию. Вы собираетесь поехать в страну изучаемого языка на неделю в октябре. Узнайте у своего зарубежного друга, который там живет, какая погода в октябре, часто ли она портится и что лучше брать с собой из вещей.

– Allô ! Bonjour, Pierre. C’est Nicolas.

– Ah, Nicolas, bonjour !

– J’ai une nouvelle : dimanche prochain je vais à Paris.

– Super !

– Peux-tu dire, quel temps il fait en octobre. Chez nous, il fait déjà frais, il pleut, il fait du vent, parfois fort.

– À Paris au début du mois il fait beau, il fait chaud, il fait à peu près 20 degrés.

– Et vers la fin d’octobre ? Puisque j’arrive le 25.

– Il fait plus froid, le ciel est variable, n’oublie pas ton parapluie.

– Si je prends un imperméable, un pull en laine, un jean, ça va ?

– Tu peux prendre aussi ton maillot si tu veux aller à l’Aquaboulevard.

– Je voudrais faire une promenade en bateau-mouche. Fait-il du brouillard ? Du vent ? Qu’est-ce qu’il faut mettre de plus pour ce voyage ?

– Quand tu as froid tu descends dedans et tu peux prendre un café.

– Aurais-tu une journée libre pour m’accompagner ?

– Oui, bien sûr. À bientôt.

Работу с диалогом можно представить по-другому.

Билет № 16

Разыграйте с учителем следующую ситуацию. Ваш зарубежный друг считает, что компьютер вреден для здоровья. Вы с ним не согласны. Докажите ему, что он ошибается. Приведите не менее двух причин в пользу использования компьютера.

– Tiens, bonjour, mon ami. Tu sais, mes parents m’ont offert un bon cadeau pour l’anniversaire ! Devine !

– Un cadeau ? C’est un animal ou un vélo ?

– Pas du tout. Un ordinateur ! Imagine ! Extra !

– Tu sais que l’ordinateur est nuisible pour les yeux, pour la santé.

– C’est toi qui dit ça ? ! L’ordinateur est nuisible pour la santé. Toi, qui joues aux jeux vidéo tous les soirs !

– Et finalement j’ai mal aux yeux et à la tête quand je passe le temps devant l’ordinateur.

– Mais avec l’ordinateur, entre nous, je peux chercher des amis sur Internet, être en correspondance avec un ami étranger et apprendre du nouveau.

– Du nouveau, c’est quoi précisément ?

– On peut visiter des musées des autres pays, par exemple, d’Amérique et d’Espagne sans quitter chez soi. Et puis je peux jouer.

– Le dimanche arrive et tout va de travers, tout est raté avec l’ordinateur.

– Pourquoi ?

– À cause de ce machin. Toi, tu es chez toi, moi, je suis chez moi, pas de joie.

– C’est pas grave. Nous nous rencontrons à l’école…

№ п/п

Действие

Пример

1

Прочитать вслух задание билета.

Разыграйте с учителем следующую ситуацию. Вы собираетесь поехать в страну изучаемого языка на неделю в октябре. Узнайте у своего зарубежного друга, который там живет, какая погода в октябре, часто ли она портится, что лучше брать с собой из вещей.

2

Представить ситуацию диалога, для этого читать по-русски задание билета еще раз.

Например, разговор по телефону с приятелем. Можно использовать дружеское приветствие и говорить на «ты». Необходимо задать несколько вопросов, затем попрощаться.

3

Читать по-французски диалог и перевести его на русский язык.

Найти ключевые фразы этого диалога и выделить их (подчеркнуть или выписать, чтобы выучить в дальнейшем).

Какая погода в октябре ? – Quel temps il fait en octobre ? (en octobre quel temps fait-il chez vous ?).
Часто ли портится погода ? – В данном диалоге нет точного перевода этой фразы, но следующая « Vers la fin d’octobre ? Puisque j’arrive le 25 » coхраняет смысл задания.
Что лучше брать с собой из вещей ? – Si je prends un imperméable, un pull en laine, un jean, ça va ?

4

Грамматический анализ ключевых фраз диалога, выполнение упражнений на закрепление новых лексических единиц.

Три вопросительные фразы построены по-разному, в диалоге использованы 9 выражений для описания погоды, 4 названия одежды, выражения avoir froid, descendre dans le café, prendre du café, faire une promenade en bateau-mouche, mettre qch, au début du mois, la fin d’octobre и другие. Использовано настоящее время глагола Présent для выражения близкого будущего действия, употребляется Impératif и глаголы в Future simple.

5

Ответь на вопрос «Нравится ли тебе данный диалог ?».

Если диалог подходит для ученика, то диалог заучивается, если нет, то составляется другой, посильный для учащегося.

6

Заучивание диалога наизусть.

Представление диалога в парах.

 

img2

ПРОЧИТАЛИ задание билета: Разыграйте с учителем следующую ситуацию. Ваш зарубежный друг считает, что компьютер вреден для здоровья. Вы с ним не согласны. Докажите ему, что он ошибается. Приведите не менее двух причин в пользу использования компьютера.

ВЫЯСНИЛИ, что ведем речь на «ты». Друг против компьютера, его надо переубедить.

ПРОЧИТАЛИ диалог вслух по-французски.

ПЕРЕВЕЛИ диалог на русский язык.

ВЫДЕЛИЛИ в диалоге фразы, которые соответствуют заданию билета. Надо привести причины в пользу использования компьютера: 1) avec l’ordinateur je peux chercher des amis sur Internet [έtεrnet]; 2) être en correspondance avec un ami; 3) apprendre du nouveau; 4) jouer aux jeux vidéo.

ДОБАВИЛИ другие фразы, выражающие именно Вашу точку зрения о пользе компьютера, и выучили их.

РАЗОБРАЛИ внимательно грамматику этих фраз, употребление предлогов (sur Internet, être en correspondance avec qn) или, например, употребление артиклей: определённого как обобщающего понятие « l’ordinateur » в выражении « avoir l’ordinateur », неопределенного артикля в « chercher des amis », слитного во фразе « jouer aux jeux vidéo », частичного артикля в « apprendre du nouveau » и отсутсвие артикля в словосочетании « sur Internet ».

ВЫУЧИЛИ диалог, хотя бы роль ученика.

ПРЕДСТАВИЛИ его.

Задания экзаменационного билета иногда непросто выполнить по-русски, поэтому для успешной сдачи экзамена необходима кропотливая работа при его подготовке.

TopList