Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Французский язык»Содержание №10/2009

Mon amie la langue française

Ирина ГОЛОВАНОВА , И. ЛЯХОВА

Современные технологии и преподавание домашнего чтения

img1

В последнее время специалисты в области образования все чаще отмечают тот факт, что меняется менталитет обучаемых, которые не представляют своей жизни без широкого использования информационных технологий. Совершенно очевидно, что это важное обстоятельство не может игнорироваться как в преподавании иностранного языка в целом, так и в преподавании отдельных его аспектов. Современные технологии должны найти соответствующее применение и на занятиях по домашнему чтению, входящему в учебные планы многих средних и высших учебных заведений.

Для успешной реализации этой задачи существуют материальные предпосылки: в последние годы достаточно активно идет оснащение учебных заведений компьютерами, оборудование их мультимедийными классами, а также растет число персональных компьютеров у школьников и студентов. В связи с этим резко возрастает потребность в специальных компьютерных программах для организации учебного процесса по разным аспектам. К сожалению, подобные программы, разработанные для обучения французскому языку русскоязычных учащихся, в нашей стране практически отсутствуют. Вот почему преподавателями МГИМО(У) МИД РФ профессором И.В. Ляховой и доцентом И.А. Головановой на базе программного комплекса «IntroTrans Pro» (разработчик – ООО «КомпарСофт») был создан компьютерный мультимедийный курс «Читаем Сименона».

img2

Данный курс, предназначенный для студентов и учащихся старших классов, достигших уровня владения французским языком А2 по классификации Совета Европы, направлен на модернизацию и повышение эффективности занятий по домашнему чтению. Важнейшим принципом курса является его интерактивность, то есть способность программы реагировать на действия обучаемых, предоставлять им помощь в достижении цели, давать оценку степени усвоения материала.

Курс «Читаем Сименона» не является пособием по домашнему чтению в традиционном его понимании, включающим разного рода задания для работы с художественным произведением. Это курс лингвокультурологический, предполагающий, помимо изучения произведений писателя, ознакомление с основными этапами его жизни, анализ его творчества, освещение его роли в мировой культуре. Причем задачи эти реализуются с помощью современных мультимедийных средств.

img3

В качестве материала курса были выбраны произведения Ж. Сименона, что объясняется его общепризнанным статусом мэтра франкоязычной беллетристики, соединяющего в своих романах содержательные и композиционные достоинства классической художественной литературы с современной по стилистике языковой формой. Немалую роль при выборе автора сыграло и наличие значительного количества качественного аутентичного видео, аудио и иллюстративного материала: фильмы, звуковые книги, иллюстрации к произведениям, афиши и т.п.

Курс открывается разделом, направленным на повышение мотивации обучаемых, на привлечение их внимания к тому, какое значительное место занимает творчество писателя в мировой культуре. Здесь содержится большая коллекция иконографических материалов (изображения памятников, марок, портретов, карикатуры, видеоклипы и т.п.) с соответствующими заданиями. Приведем лишь несколько иконографических материалов и образцов заданий к ним.

Après avoir examiné les documents iconographiques et visionné le clip, répondez aux questions :

img4В раздел «Об авторе» вошли такие темы, как:

  1. Жизнь и творчество Ж. Сименона. Тема представлена биографическим текстом в двух версиях (звуковой и графической); галереей фотографий, иллюстрирующих различные этапы жизни писателя. Ко всем материалам разработаны соответствующие задания.
  2. Творческая лаборатория писателя (творческий процесс, замысел романа, основные идеи, создание персонажей). Обучаемым предлагается документальный фильм и две серии вопросов и заданий к нему.
  3. Ж. Сименон и кинематограф. В данную часть вошли текст о роли писателя в кино в двух версиях (звуковой и графической); коллекция афиш к фильмам, снятым по произведениям писателя; 20-минутные коллажи художественных фильмов Мегрэ расставляет сети и Вдова Кудер и подборка киноафиш к ним.

Все материалы раздела также снабжены заданиями, например:

Après avoir examiné les affiches et visionné le clip, répondez aux questions :

Важно отметить, что многие задания отмечены специальными маркерами, предназначенными для того, чтобы сориентировать преподавателя относительно порядка использования данного задания: для аудиторной или для самостоятельной работы.

В раздел «Об авторе» включены также интернет-адреса фондов, занимающихся изучением и пропагандой творчества Ж. Сименона, и форумов поклонников творчества писателя.

img5

Остальные три раздела содержат разработки к произведениям Жоржа Сименона: Братья Рико (адаптированная версия, рассчитанная на средний уровень), Первое дело Мегрэ и Мегрэ и человек на скамейке (для продвинутого уровня). Структура трех последних разделов является в целом однотипной и включает следующие рубрики:

Помимо общих рубрик, в раздел по книге Братья Рико входят грамматические упражнения на активизацию ранее изученных явлений, относящихся к разряду типичных трудностей (согласование времен изъявительного наклонения, косвенная речь, относительные и личные местоимения, выражение гипотезы и т.п.). В данный раздел включены также иллюстрации известного французского художника с соответствующими методическими заданиями, например:

Разделы по романам «Первое дело Мегрэ» и «Мегрэ и человек на скамейке» содержат соответственно аудиоматериалы (отрывки из аудиокниги, начитанной известным французским актером) и видеоматериалы из телевизионного фильма с заданиями.

img6Все разделы завершаются тестом типа «множественный выбор», позволяющим преподавателю проконтролировать знание материала о жизни и творчестве писателя, а также понимание прочитанного по каждой книге (в индивидуальном пользовании данное задание является заблокированным для обучаемого).

Характер материалов курса и использование образовательных методик дают возможность сформировать у обучаемых целый ряд компетенций: самостоятельно работать с разными по характеру источниками (письменными, устными, визуальными); применять различные стратегии при извлечении информации из них; осуществлять синтез информации, полученной из разных источников; работать с мультимедийными материалами; создавать высказывания, предполагающие владение фоновыми знаниями, культурным контекстом; составлять резюме и т.д.

Курс был успешно апробирован на занятиях по домашнему чтению в МГИМО(У), демонстрировался преподавателям ряда высших и средних учебных заведений, вызвав у них самый живой интерес. Представляется, что компьютерный мультимедийный курс «Читаем Сименона» мог бы не только найти свое применение в практике обучения, но и, возможно, послужить моделью для создания аналогичных курсов, нацеленных на модернизацию преподавания французского и других иностранных языков.

TopList