Mon amie la langue française
Людмила МАКСИМОВА
Новый учебник по французскому языку для подростков
Для тех учителей, которые продолжают в средней школе обучение французскому языку, начатое в начальных классах, появилась прекрасная возможность реализовать преемственность в преподавании: учебник Amis et Сompagnie является продолжением широко известного учителям французского языка Alex et Zoé. Автор, Колет Самсон, предусмотрела два варианта использования своего нового пособия: Amis et Сompagnie 1 предназначен для тех, кто не изучал язык в начальной школе; Amis et Сompagnie 2 (А1+ и А2 шкалы Совета Европы) является продолжением учебника для малышей Alex et Zoé.
Amis et Сompagnie 2 можно использовать, продолжая Alex et Zoé; можно также заниматься по нему после любого другого учебника.
Целью учебника Amis et Compagnie 2 является формирование у школьников коммуникативной компетенции и сознательного отношения к учению. Автор ставит перед учащимися коммуникативные задачи, создает ситуации, с которыми каждый сталкивается в жизни в стране изучаемого языка. Такой подход связан с тем, что ученик рассматривается как социальный актер, использующий свои компетенции для успешного решения коммуникативных задач.
Пример задания:
Présente-toi et présente ta famille !
J’ai les cheveux… et les yeux…
J’ai une sœur : elle a les cheveux…
Mon frère a … ans. Il est (grand).
Mon père a … ans. Il est (grand).
J’ai un chat. Il a … ans. Il est (noir et blanc).
Другой пример:
Tu veux acheter un cadeau avec ton argent de poche !
Qu’est-ce que tu veux acheter ?
Tu as combien d’argent ?
Tu vas dans quel magasin ?
Qu’est-ce que tu dis en entrant ?
Qu’est-ce que tu demandes ?
Que dit le vendeur ?
Tu achètes le cadeau ?
Qu’est-ce que tu dis en partant ?
Как видите, автор помогает учащимся в выполнении задания, предлагая план высказывания. Задачей учителя является дальнейшая активизация монолога учащимися.
Учебник представляет четырех друзей, героев комикса Manga (bande dessinée en japonais). Manga не принадлежит к франкофонной культуре, но благодаря своей особой эстетике и присущему ему динамизму он пользуется огромным успехом у французских подростков.
Каждый раздел учебника состоит из четырех уроков. В первом с помощью диалога вводится тема, лексика, грамматика. В нем мы находим упражнения на прослушивание и на запоминание лексики. Во втором и третьем уроках новые элементы повторяются и закрепляются, а также расширяются с помощью коммуникативных заданий. В четвертом уроке раздела мы находим эпизод из Misérables, в дальнейшем, разыгрываемый учащимися.
При разработке содержания своих учебников Колет Самсон опирается на одно из наиболее значимых литературных произведений из культурного наследия Франции. Alex et Zoé 1 основывается на сказках Шарля Перро, второй уровень – на баснях Лафонтена, третий – на романах Жюль Верна. Amis et Compagnie 1 – на романе Три мушкетера А. Дюма. Сценки из Amis et Compagnie 2 связаны с известнейшим романом Отверженные В. Гюго. Адаптируя содержание романа для школьников 11-12 лет, Колет Самсон считает, что таким образом происходит приобщение подростков к мировому литературному наследию. Каждый из двенадцати разделов учебника содержит сценку, связанную с одним из ключевых эпизодов романа. Например, в одном из диалогов вводятся прилагательные: paresseux, fatigué, têtu, peureux, timide, fort, courageux, lourd. Далее предлагаются задания, направленные на усвоение данных прилагательных и на расширение лексики:
Définir ton caractère (exemple: je suis courageux et généreux);
Donner des informations sur l’intensité d’un trait de caractère ou d’une action (exemple: je suis assez nerveux, je voudrais être plus calme); etc.
В рамках работы по Cahier d’activité учащимся предлагается создавать свой блог в Интернете на французском языке. Чтобы облегчить эту задачу, автор дает на страницах рабочей тетради специальную таблицу с модельными фразами, которые нужно дополнить. Работа учащихся в Интернете – это повышение мотивации учащихся к изучению иностранного языка. Создание своего блога – это реальное дело, выход на подлинное общение подростков различных национальностей, изучающих французский язык. Это также вопрос межкультурной коммуникации, диалога культур. Подростки сравнивают свое мнение с высказываниями своих сверстников из различных стран, ведут диалог.
Итак, мы имеем возможность использовать в 5-6-7 классах современный учебник, продолжающий обучение, начатое в начальной школе и, таким образом, осуществляющий преемственность в обучении между начальной и средней школой. Содержание учебника, с одной стороны, отвечает интересам данной возрастной группы, с другой стороны, позволяет приобщить учащихся к мировой художественной культуре и к информационным технологиям обучения. Мотивация учащихся осуществляется как за счет учебного материала, интересного подросткам, так и в результате применения интересных заданий и упражнений, а также за счет использования информационных технологий обучения.
Успехов и творческой работы всем преподавателям!