Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Французский язык»Содержание №4/2010

Mon amie la langue française

Communiquez avec la France

img1Учебное пособие Communiquez avec la France предназначено для студентов, как неязыковых вузов, так и для изучающих французский язык в качестве специальности. Данное пособие также может быть использовано студентами гуманитарных факультетов, изучающих французский язык как второй иностранный и имеющих некоторый объём пассивных знаний. Одновременно предлагаемое учебное пособие может удовлетворить широкий круг лиц, желающих развить иноязычную коммуникативную компетенцию, которая обеспечит возможность общаться на французском языке в различных ситуациях межкультурного взаимодействия. Решению этой задачи способствует наличие ключей для самопроверки.

Материал, представленный в учебном пособии, располагается в соответствие с уровнями А2-В1/В2-С1 по европейской шкале, таким образом, каждый модуль имеет двухуровневую структуру и соответствующие уровню пометы: А2-В1 (средний уровень); В2-С1 (продвинутый уровень).

Подобная организация содержания обучения в полной мере соответствует основным положениям коммуникативно-когнитивного подхода и дает возможность использовать данное учебное пособие в разноуровневых группах, а также способствует индивидуализации и дифференциации процесса обучения благодаря наличию текстов и заданий разного уровня сложности.

Учебное пособие Communiquez avec la France состоит из 4 самостоятельных модулей, представляющих следующие темы: stéréotypes (стереотипы); famille (семья); logement (жильё); gastronomie (кулинария).

Каждая из частей имеет четко организованную структуру, состоящую из нескольких логически сменяющих друг друга рубрик, объединенных одной темой. Основная часть включает широкий спектр разнопланового аутентичного материала (в том числе, разнообразные прагматические тексты: меню, инструкции, рекламные тексты, газетные объявления и т.д.), а предлагаемая система упражнений обусловлена этапами формирования речевых навыков и умений.

Рубрика « L’espace du travail individuel » (задания для самостоятельной работы) позволяет проявить самостоятельность и творческую активность при решении поставленных познавательных задач. При этом на разных этапах самостоятельность учащихся проявляется особенным образом, поскольку предлагаемые упражнения учитывают разнообразные формы самостоятельной работы: от подробного инструктажа, например, при фронтальной работе, до самостоятельной творческой деятельности при групповой работе, способствующей возникновению целого спектра мнений благодаря проблемному характеру представленных упражнений.

Рубрика « Évaluation » (проверка) включает упражнения, направленные как на повторение, так и на контроль усвоения языкового и речевого материала.

Общими для каждого модуля являются 7 следующих разделов: enrichissez votre vocabulaire ; savoir commenter les statistiques ; surfez sur Internet ; zone littéraire ; compréhension orale ; civilisation ; en savoir plus.

Раздел « Enrichissez votre voca­bulaire » включает подготовительные и коммуникативные упражнения, целью которых является расширение лексического запаса учащихся.

Раздел « Savoir commenter les statistiques » включает данные социологических опросов, тексты разного уровня сложности. Упражнения, представленные в данной рубрике, направлены на формирование умений анализировать, обобщать и комментировать статистические данные, а также подготавливают к такому специфическому виду письменной работы как синтез.

Раздел « Surfez sur Internet » учитывает необходимость развития у студентов и школьников навыков самостоятельной ориентации во французском мультимедийном пространстве. В нем предложены упражнения, позволяющие с одной стороны, эффективно организовать внеурочную деятельность учащихся, с другой – совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных аудио и видео документов, доступных в сети Интернет; формировать умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности; и совершенствовать умения монологической и диалогической речи на основе проблемного обсуждения представленных материалов сети.

img2 Раздел « Zone littéraire » содержит отрывки из литературных произведений французских авторов, включая современных писателей. Отобранные художественные произведения, обладающие несомненным культурно-национальным потенциалом, дают возможность сопоставительного изучения феноменов родной и изучаемой культур и, следовательно, помогают сформировать культурную грамотность как основу культурологической компетенции студентов.

Раздел « Compréhension orale » включает аутентичные тексты и упражнения, направленные на контроль понимания основного и полного содержания звучащих аутентичных текстов, и разработан с целью развития и совершенствования умений понимания звучащей речи. Общее количество аутентичных текстов, представленных в данном учебном пособии составляет 67 записей.

Раздел « Civilisation » содержит аутентичные тексты, позволяющие существенно расширить объем фоновых знаний, необходимых для эффективного межкультурного взаимодействия.

В разделе « En savoir plus » представлена дополнительная информация, призванная расширить лингвострановедческий кругозор учащихся.

В конце учебного пособия дается приложение (Annexe), которое включает в себя рекомендации по организации письменной и устной речи, сводную таблицу средств связи в предложении, а также некоторые технологии по выполнению синтеза документов. Учебное пособие снабжено ключами для самопроверки (Corrigés) и транскрипцией аудиотекстов (Transcriptions).

Учебное пособие Communiquez avec la France успешно применялось для работы со старшими школьниками в языковом лагере, а также используется вузовскими и школьными преподавателями в ходе занятий. Вот некоторые отзывы и рекомендации по работе с использованием пособия:

Отзывы

Известно, что усвоение французской фонетики требует большого количества времени и регулярных тренировок. Поэтому аутентичный материал каждого раздела аудирования нашего пособия я использую для корректировки произношения студентов, особенно на 1-2 курсе филологического факультета. Разнообразные фразы-клише разговорного стиля, представленные в диалогах, рекомендую применять в качестве фонетической зарядки в классе, а также заучивать во время самостоятельной работы.

Многие тексты из каждого досье использую также для курса «Лингвострановедение» на 3 курсе филологического факультета для обучения составлению лингвистического и страноведческого комментария.

На занятиях по грамматике студенты 1-2 курсов выполняют большое количество упражнений, одновременно закрепляя изученную лексику.

В заключение хочется подчеркнуть, что пособие Communiquez avec la France можно с успехом использовать при изучении всех аспектов французского языка.

Ксения Евгеньевна ПАНФИЛОВА,
старший преподаватель РГПУ им. А.И.Герцена

Учебник Communiquez avec la France активно используется на уроках в 9-11 классах. Бесспорное достоинство заданий в том, что они позволяют подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ. Ученикам очень нравятся тексты для аудирования. Хочется отметить большой выбор упражнений, различные типы заданий, что способствует плодотворной работе учащихся.

Марина Гарольдовна МИРОНОВА,
заместитель директора по французскому языку,
Ольга Владимировна ФЕДИНА,
учитель французского языка,
Александра Сергеевна ФЕТИЩЕВА,
учитель французского языка,
ГОУ средней школы № 29 с углубленным изучением
французского языка и права
Василеостровского района г. Санкт-Петербурга

Учебное пособие Communiquez avec la France реализует целый ряд дидактических функций:

1) мотивационную, создавая стимулы, которые побуждают студентов к серьезному изучению французского языка;

2) информационную, позволяющую студентам расширить объем знаний разнообразными способами преподнесения информации;

3) контрольно-корректирующую, давая возможность проверки, самооценки и коррекции результатов обучения.

Екатерина Геннадьевна ВАСИЛЬЕВА,
доцент кафедры иностранных языков
факультета политических и социальных наук
Петрозаводского государственного университета

Пособие Communiquez avec la France стало для нас настоящим подарком. Мне хотелось бы отметить раздел, который уже успешно использовался мною в работе со студентами III курса факультета международных отношений СПбГУ. Раздел « Stéréotypes » оживил и сделал более яркими занятия по теме « France » и « Francophonie ». Очень органично вписываются лексические и грамматические упражнения, весьма удачно сочетающие в себе познавательность, занимательность и полезность. Работа с ними получается увлекательной и плодотворной. Особого внимания заслуживают материалы по аудированию: выбор их богат и разнообразен, построение логично, и они являются не просто приложением, а отличным рабочим инструментом.

Лариса Алексеевна БОНДАРЕНКО,
к.ф.н., доцент кафедры иностранных языков и лингводидактики
факультета филологии и искусств СпбГУ

Я считаю, что подборка текстов сделана продумано, поскольку можно не только их читать, переводить, пересказывать, но и заставить работать свою мысль, когда нужно ответить на вопросы, восстановить логический порядок текста и т.д.

Также очень положительно оцениваю совмещение нескольких уровней в одном досье. Это рационально и компактно. Нельзя не отметить, что учебное пособие Communiquez avec la France не только будит творческую мысль преподавателя, но и привлекает студентов.

Ольга Викторовна ДАВТЯН,
ст. преподаватель, зав. секцией французского языка
кафедры иностранных языков и лингводидактики
факультета филологии и искусств СПбГУ

Подробнее об учебнике Communiquez avec la France вы сможете узнать на сайте издательства «Люмьер»: http://lumieredit.ru/

TopList