Univers du français
Лариса ЕРЕМИНА
Особенности психологической подготовки к успешной сдаче ЕГЭ по французскому языку
За последние десятилетия в системе образования происходят большие изменения, касающиеся его структуры, форм итогового контроля и других аспектов. Одним из таких изменений является введение в систему образования Единого государственного экзамена (ЕГЭ). В этой связи все более актуальным становится изучение психологических особенностей личности школьников и их влияния на успешность сдачи итогового школьного экзамена.
Как лучше подготовиться к ЕГЭ по иностранному языку?
Сравнительный анализ традиционного экзамена и ЕГЭ
• Что оценивается?
На традиционном экзамене важны не просто фактические знания, а умения их преподнести. Высокий уровень развития устной речи, хороший активный словарный запас может позволить скрыть пробелы в знаниях. Хороший уровень кругозора при устном взаимодействии с экзаменатором может нивелировать отсутствие фактологических конкретных знаний.
На ЕГЭ оцениваются фактические знания и умения рассуждать, логически мыслить, четко выполнять задания, понимать его формулировку, строго и грамотно оформлять свою работу, внимание (невозможность исправлять ошибки). При сдаче ЕГЭ по иностранному языку у учащегося будут активны все модальности подачи и восприятия информации – слуховая при аудировании, визуальная при оценке грамматики, лексики, а так же активна будет речь при демонстрации умения пользоваться своими знаниями иностранного языка. Итогом будет комплексная оценка всех аспектов владения французским языком.
• Что влияет на оценку?
На традиционном экзамене большую роль играют субъективные факторы, такие как контакт с экзаменатором, общее впечатление, которое производит учащийся, отношение к сдаваемой дисциплине, творческий подход к сдаче экзамена, обучение по данному предмету в течение учебного периода, субъективное отношение к учащемуся членов экзаменационной комиссии…
В рамках ЕГЭ оценка максимально объективна, т.к. практически полностью нивелируется человеческий фактор при оценке результатов экзамена. При этом сложно рассчитывать на креативность, т.к. четкая структура тестового задания имеет строгую систему заполнения документа при ответе. Во всех разделах экзаменационного задания необходимо очень четко формулировать свой ответ, и результат будет зависеть только от старшеклассника.
• Возможность исправить оценку
На традиционном экзамене существует возможность увидеть и исправить ошибку. На устном экзамене легче заметить ошибку за счет обратной связи с экзаменатором и исправить её во время ответа на вопрос. При письменном экзамене отслеживание наличия и исправление ошибок происходит во время самопроверки работы.
На ЕГЭ можно исправить ошибки только в черновике и при наличии времени на самопроверку. В итоговом регистрационном бланке (чистовике) исправления не допускаются, что вызывает большое напряжение у учащегося. Поэтому необходимо постоянно следить за лимитом времени, сложностью и успешностью решения данных заданий.
• Оценивание работы
На традиционном экзамене оценивают работу знакомые ученику люди. Это психологически значительно облегчает ситуацию для ученика.
На ЕГЭ в процедуре оценивания принимает участие компьютер, а также незнакомые учащемуся и невидимые эксперты, что добавляет объективности, но усиливает психологическое напряжение учащегося в процессе ожидания результата. Помимо этого, на самом экзамене перед учащимися находится много незнакомых педагогов и наблюдателей. Как правило, все учащиеся воспринимают их как враждебно настроенных контролеров. Это изначально формирует установку на психологический дискомфорт во время экзамена.
• Результат экзамена
В процессе традиционного экзамена в его устной форме результат становится известен практически сразу. На письменном экзамене результат становится известным в течение нескольких дней. Однако обратную связь от учителя учащийся может получить и раньше. При личном взаимодействии экзаменатора и учащегося, последний может сориентироваться в оценке своего ответа по субъективным ощущениям и реакции педагогов. Таким образом, у учащегося складывается собственное впечатление об успешности и правильности ответа на экзамене.
В процессе ЕГЭ результат становится известным в течение нескольких дней. Подобное ожидание довольно серьезно влияет на эмоциональное самочувствие. В этот эмоциональный букет переживаний включается еще и установка на ЕГЭ, как финишный рубеж, решение судьбы. Поэтому итоговый балл по ЕГЭ является не только долгожданным результатом экзамена, но и основанием для планирования будущего образовательного маршрута.
• Критерии оценки
В процессе традиционного экзамена критерии оценки известны заранее. Так же известна и система оценивания по пятибалльной системе. Учащимся знакомы и эмоциональные критерии оценки результата их деятельности учителем, с которыми они работают в течение учебного процесса.
На ЕГЭ критерии оценивания так же известны заранее, но в очень общем виде. Помимо этого, бальная система оценивания является отличной от привычной школьной системы отметок, что может привести к дезориентации учащихся. И после этого уже в вузах результаты снова трансформируются, исходя из внутренних требований в каждом учебном заведении. Учитывая эти обстоятельства, учащемуся довольно сложно изначально ориентироваться в итоговой оценке своих знаний и шансов на поступление в учебные заведения.
• Фиксация результатов
На традиционном письменном экзамене фиксирование результатов выполнения задания происходит на том же листе, на котором выполняются задания. На устном экзамене результаты выполнения фиксируются в черновике.
На ЕГЭ результаты выполнения задания необходимо перенести на специальный бланк регистрации ответов, что требует дополнительного внимания. В инструктаже перед учащимися формируется задача – заполнить регистрационный бланк без ошибок. При лимите времени, снижении работоспособности учащихся на фоне усталости на выполнение этой задачи требуется приложение больших усилий. Поэтому учащихся следует готовить к умению планировать свое личное время.
Права и обязанности выпускника на экзамене
1. Выпускникам сообщается длительность экзамена, время и место получения результатов.
2. До сведения выпускников доводится, что на ЕГЭ по отдельным предметам учащимся разрешается пользоваться калькуляторами и необходимыми инструментами и материалами (линейками, картами, таблицами и т.п.).
3. Вопросы выпускников по содержанию экзаменационных материалов организаторами не рассматриваются.
4. После выдачи экзаменационного материала и окончания инструктажа организатор в аудитории отмечает время начала Единого государственного экзамена. Категорически запрещено пользование мобильными телефонами или иными средствами связи. При нарушении этих требований организаторы вправе удалить нарушителя с экзамена.
5. В ходе экзамена паспорт (удостоверение личности) должен находиться в раскрытом виде перед выпускником рядом с бланками ответов.
6. Организаторы в аудитории, проходя по рядам, проверяют соответствие данных в удостоверении личности с аналогичными данными в бланке регистрации.
7. Выполнив задания, каждый выпускник должен сдать все бланки ответов, тесты и черновики.
8. При сдаче бланков учащиеся предъявляют организаторам свой пропуск, на котором делается отметка о прохождении экзамена (ставится печать образовательного учреждения или штамп «Бланки ЕГЭ сданы»). Организатор в аудитории должен поставить в специальные поля пропуска свою подпись, если учащийся не сдал на проверку какой-либо бланк.
9. Выпускник имеет право ознакомиться со своей проверенной экзаменационной работой и в случае несогласия с выставленной отметкой подать в письменной форме апелляцию в конфликтную комиссию, создаваемую органом управления образованием. Апелляции по содержанию заданий (тестов) контрольно-измерительных материалов не принимаются.
10. После сдачи ЕГЭ выпускник получает на руки два документа: аттестат с традиционными школьными отметками и свидетельство о сдаче ЕГЭ установленного образца (сертификат) с результатом в 100-балльной шкале.
Подготовка к экзамену
• Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши.
• Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах.
• Составь план подготовки. Для начала определи, кто ты – жаворонок или сова, и в зависимости от этого, максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться, какие именно разделы и темы будут пройдены.
• Начни с самого трудного – с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно раскачаться, можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, ты постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.
• Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут – перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.
• Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.
• Выполняй как можно больше различных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.
• Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (на задания в части «А» в среднем уходит по 2 минуты на задание).
• Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься, а, напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.
• Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.
• Многие считают: для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением здоровья и боевого настроя. Ведь экзамен – это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.
• В пункт сдачи экзамена ты должен явиться не опаздывая, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт (а не свидетельство о рождении) и несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами.
• Продумай, как ты оденешься на экзамен: в пункте тестирования может быть прохладно или тепло, а ты будешь сидеть на экзамене 3 часа.
Как совладать с экзаменационной тревожностью
1. Приспособление к окружающей среде.
Опыт показывает, что мощным источником стресса для школьников, сдающих ЕГЭ, является незнакомое место проведения экзамена и незнакомые педагоги – члены экзаменационных комиссий. Для ослабления влияния этого фактора целесообразно по возможности побывать на месте проведения будущего экзамена заранее. Для того, чтобы снизить тревогу школьников, связанную с присутствием на экзамене «чужих» учителей, администрации школы, стоит пригласить членов экзаменационных комиссий на встречу с учащимися.
2. Переименование.
Известно, что зачастую наибольшую тревогу вызывает не само событие (например, предстоящий экзамен), а мысли по поводу этого события. Можно попытаться регулировать ход своих мыслей относительно экзамена, придавая им позитивность: не «трудное испытание», не «стресс», не «крах», а просто «тестирование» или «очередной экзамен».
3. Разговор с самим собой.
Часто школьников пугает неопределенность предстоящего события, невозможность проконтролировать его ход. Для того, чтобы снизить тревожность учащихся по поводу непредсказуемых моментов при сдаче экзамена, можно порекомендовать им заранее продумать свои действия. Следует спросить себя, каковы возможные трудности экзамена и как их облегчить?
4. Систематическая десенситизация.
Этот метод разработан Жозефом Вульпе и заключается в следующем: воображая и переживая ситуацию, вызывающую тревожность, человек должен выработать реакцию, несовместимую с чувством тревоги (например, расслабиться). Чтобы использовать эту технику применительно к предстоящему экзамену, школьнику можно составить «лесенку» ситуаций, вызывающих опасение. Эта лесенка представляет собой последовательность шагов (действий), которые приводят к тревожному событию. Например:
– Встать утром и выслушать мамины указания.
– Сбор около школы и разговоры с друзьями об экзамене.
– Поездка на место проведения экзамена.
– Рассаживание по местам.
– Получение тестовых бланков.
– Заполнение бланков – титульных листов.
– Решение заданий.
После перечисления всех тревожных ситуаций школьнику стоит представить себя в каждой из них на 5 секунд, а затем расслабиться. Важно последовательно переходить от одной ситуации к другой по составленной цепочке. После этого можно увеличить время представления и расслабления до 30 секунд.
Как вести себя во время сдачи экзаменов в форме ЕГЭ
Экзаменационные материалы состоят из нескольких частей, в которых сгруппированы задания разного уровня сложности. Всегда есть задания, которые ты в силах решить. Задания части «С» отвечают более высокому уровню сложности, но соответствуют школьной программе – они доступны для тебя! Итак, позади период подготовки. Не пожалей двух-трех минут на то, чтобы привести себя в состояние равновесия. Вспомни о ритмическом дыхании, аутогенной тренировке. Подыши, успокойся. Вот и хорошо!
• Будь внимателен!
В начале тестирования тебе сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как; кодировать номер школы и т.п.). От того, насколько ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!
• Соблюдай правила поведения на экзамене!
Не выкрикивай с места, если ты хочешь задать вопрос организатору проведения ЕГЭ в аудитории, подними руку. Твои вопросы не должны касаться содержания заданий, тебе ответят только на вопросы, связанные с правилами заполнения регистрационного бланка, или в случае возникновения трудностей с тестопакетом (опечатки, непропечатанные буквы, отсутствие текста в бланке и пр.).
• Сосредоточься!
После заполнения бланка регистрации, когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша!
• Не бойся!
Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
• Начни с легкого!
Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.
• Пропускай!
Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать баллов только потому, что ты не дошел до «своих» заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
• Читай задание до конца!
Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания «по первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
• Думай только о текущем задании!
Забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание – это шанс набрать баллы.
• Исключай!
Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах.
• Запланируй два круга!
Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким, доступным для тебя заданиям (первый круг), тогда ты успеешь набрать максимум баллов на тех заданиях, в ответах на которые ты уверен, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить (второй круг).
• Угадывай!
Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.
• Проверяй!
Обязательно оставь время для проверки своей работы, хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами ответы и заметить явные ошибки.
• Не огорчайся!
Стремись выполнить все заданий, но помни, что на практике это не всегда реально. Учитывай, что количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.
Помни:
– ты имеешь право на подачу апелляции по процедуре проведения экзамена в форме ЕГЭ руководителю пункта проведения экзамена в день выполнения работы, не выходя из пункта проведения экзамена;
– ты имеешь право подать апелляцию в конфликтную комиссию в течение трех дней после объявления результата экзамена.
• Что делать в сложных ситуациях на экзамене?
Если вдруг обнаружилось, что тебе попался вопрос, по которому ты можешь сказать очень немного, не впадай в панику. Раздели лист бумаги на две части. На левой напиши, например: «Что я знаю» (или просто поставь «+»), на правой – «Что мне неизвестно» (или «-»). Смелее пиши в левой части все, что тебе приходит в голову по поводу ответа, – правила, примеры, отдельные положения и др. Ничего, если все это будет беспорядочно. На правой стороне записывай вопросы, «дыры», пункты, про которые, как тебе кажется, ты ничего не можешь сказать. Время от времени просматривай правую часть и вычеркивай все, что вспомнил. В конце подготовки обязательно составь план ответа.
Если ты вообще ничего не знаешь
Не говори об этом экзаменатору (наблюдателю, организатору), а попытайся вспомнить все, что касается хоть как-то данного вопроса. Необходимо мысленно «зацепиться» за какую-нибудь деталь и попытаться максимально развернуть свой ответ.
Если ты ошибся
Ну и что? Ошибки бывают у всех. Если ты заметил ошибку и знаешь, как поправить ее, сделай это. Если же не уверен, правилен твой ответ или нет, продолжай отвечать, как будто ничего не произошло. Не бойся ошибок! В конце работы вернись к тем моментам в тестовом материале, которые с твоей точки зрения, являются спорными. Если ты завязнешь на одном вопросе, с которым трудно справиться, то это отнимет у тебя много времени и другие задания придется выполнять с повышенной скоростью, что может отрицательно сказаться на твоем результате работы.
Если тебе поставили отметку ниже той, на которую ты рассчитывал
Сохраняй спокойствие! Любую неудачу можно использовать как жизненный урок, который дает опыт. И конечно, никогда не забывай про чувство юмора – пусть оно не покидает тебя и во время экзамена.
Удачи тебе!