Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Французский язык»Содержание №8/2010

Univers du français

Виктория НИКОЛАЕВА

Обучение аудированию

Обучая иностранному языку, мы работаем над формированием четырех видов речевой деятельности: слушания (или аудирования), чтения, говорения, письма.

В книге C. Cornaire, C. Germain La Compréhension orale (éditions CLE-International) приводятся любопытные данные. Оказывается, только 9% от общего количества времени, посвященного вербальному общению, мы пишем; 16% времени мы читаем; 30% разговариваем и 45% речевой деятельности мы проводим, слушая других!

Поэтому нам кажется совершенно справедливым, что первой и главной составляющей современного урока является обучение аудированию.

Аудирование всегда вызывает особые трудности у учащихся, да и их учителей тоже. Почему? Думаю, что ответ на этот вопрос в том, что отсутствие зрительной опоры при слушании разнообразных текстов усложняет понимание звучащей речи.

Вместе с тем, контроль данного вида речевой деятельности входит в состав самых разнообразных экзаменов по французскому языку: ЕГЭ, DELF, DALF, TCF. Мало того: именно с аудирования начинается каждый из этих экзаменов!

Как работать на уроке со звуковыми документами?

В своей монографии Коммуникативно-когнитивный подход к обучению французскому языку как второму иностранному А.В. Щепилова предлагает следующие рекомендации при обучении аудированию.

  1. Учащиеся должны быть заинтересованы в том, что они слушают, так как они должны сознательно поддерживать внимание во время аудирования текста.
  2. Полезно подготовить учащихся к содержанию звучащего текста заранее: использование иллюстраций, чтение текста, вопросы по теме последующего упражнения.
  3. Непосредственно перед текстом учащиеся должны четко представлять, что от них потребуется. До прослушивания необходимо познакомить учеников с формами контроля: заполнение таблицы, ответы на вопросы, схема и т.д. Можно снять некоторые трудности, дав опорную информацию.
  4. Выбор объема текста для аудирования, так же как и его темп, зависит от возрастных и образовательных возможностей учеников. На начальном этапе обучения невозможно работать с радиопередачей!
  5. Текст прослушивают 2-3 раза. После первого прослушивания задаются вопросы на понимание общего ситуационного контекста: кто говорит, какова основная тематика текста, где происходит разговор… После второго прослушивания выполняются упражнения, проясняющие степень понимания учениками текста. Третье прослушивание предлагается для самопроверки правильности выполнения заданий.
  6. Задания к аудированию необходимо располагать следующим образом: сначала вопросы, позволяющие судить об общем понимании, затем задания на поиск заданной информации, наконец, вопросы, требующие обобщений, выводов.
  7. Услышанная информация должна применяться в общении.
img1

Аудирование на ЕГЭ по французскому языку

По данным ФИПИ (Федерального института педагогических измерений www.fipi.ru) у выпускников наибольшие проблемы вызывают задания по аудированию. Этим и объясняется выбор темы этого номера.

Наша любимая газета La Langue française продолжает свою инновационную деятельность по улучшению методической поддержки учителя французского языка. С этого года к традиционным приложениям к газете в виде брошюр, к которым мы все привыкли, к некоторым номерам будут прилагаться и разнообразные диски: аудио, видео, мультимедиа.

« À l’écoute de la radio française »

Наш первый проект – аудиодиск с записью передач французского радио. В основном, это записи французского радио RFI (Radio France International), посвященные различным аспектам жизни современной Франции.

Тексты, записанные на диске, предназначены для учащихся продвинутого уровня, то есть для старшеклассников. Они помогут вам подготовить школьников, прежде всего, к ЕГЭ по французскому языку, а также к французским сертификационным экзаменам DELF B1 и DELF B2.

Ниже вы найдете материалы, посвященные французскому радио, анализ заданий по аудированию Всероссийской олимпиады школьников 2009 года и подробное описание содержания диска с транскрипцией некоторых текстов и упражнениями на их понимание.

Надеемся, что данные материалы помогут вам в вашей работе! Ждем ваших откликов!

TopList